Эксперты уверяют, что единственный вариант, чтобы справиться с транспортной проблемой Московского региона — это скоростные рельсовые системы. Неважно, как будут называться новые линии дорог, важно, что новые автомобильные дороги или развязки не помогут решить вопрос пробок, говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:

«Иллюзии, которые существуют у массы обывателей, у многих журналистов, у многих политиков, таковы: если мы расширим дороги, построим развязки, то счастливые жители Москвы и Подмосковья будут сами себя возить на автомобилях. Это откровенные детские глупости, которые опровергаются некоторой несложной арифметикой. Но то, что в принципе без рельсовых систем московская агломерация развиваться не сможет, это можно написать большими буквами. Такие системы, безусловно, недешевое удовольствие, но обычно за пределами городских центров все эти рельсовые системы тянут по земле, а не под землей, так что сравнивать цену надо со стоимостью проведения обычной железной дороги, а не с московским метрополитеном».


Напомним, что накануне исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев пообещал, что к 2015 году метро дотянется до десяти городов Московской области и пройдет через все крупные населенные центры ближнего Подмосковья. Первые направления, на которых начнутся работы — Ленинградское, Горьковское и Ярославское.

Строительством линий будет заниматься РЖД, а местные муниципалитеты должны будут содействовать в выделении земли и развитии инфраструктуры.

Цена вопроса

Затраты на программу рельсового транспорта сейчас оцениваются в 236 млрд рублей. По самым радужным подсчетам, ее хватит на прокладку примерно на 1000 км линий скоростного трамвая, однако тут есть нюансы.

По подсчетам независимого аналитика Дмитрия Адамидова , стоимость просто прокладки линии скоростного трамвая составляет 8-10 млн долларов за километр (250-320 млн рублей). Километр линии легкого метро будет дороже — около 14 млн евро (480 млн рублей).

«Однако строительство самих линий в ряде случаев составляет 50-60% от общей стоимости проекта, ведь нужно переносить здания, сооружения, менять и трассы прокладки коммуникаций, нужно строить какие-то путевые переходы, нужно делать землеотвод. И главное, важно не сделать ситуацию хуже, чем есть, — продолжает Дмитрий Адамидов, — Если мы строим наземное метро, к примеру в Мытищах, в Челобитьево, потом тянем ветку в Пушкино, то вопрос, не будет ли просто ухудшена транспортная ситуация внутри этих городов, которая достаточно сложна сама по себе. Если будет выполнено комплексное проектирование, наверно, это можно только приветствовать. Если же этого не будет, будет как обычно, то есть мы просто «передвинем» пробки».

Напомним, что ранее министр транспорта Московской области Александр Зайцев заявлял, что 1 км трамвайных путей может обойтись от 400 млн до 1 млрд рублей. Тогда же он рассказал, что Министерство планирует построить несколько хорд трамвайного сообщения, которые к 2020 году могут стать кольцом и связать основные города Московской области, а также крупные аэропорты. Таким образом, внутри области появится система легкорельсового транспорта.

По анонсированному тогда плану, средняя протяженность каждой хорды должна быть 350 километров, а средняя скорость новой трамвайной линии составит примерно 60 километров в час.

Жилье подорожает

Эксперты по недвижимости предсказывают, что строительство метро в Подмосковье вызовет и рост цен на жилье. В городах ближайшего Подмосковья, где планируется легкое метро, аналитики прогнозируют увеличение в среднем на 10%. Этот прогноз подтверждается динамикой цен на жилье в тех районах Москвы, где появились станции метрополитена в последние несколько лет.

Напомним, что аналитики подсчитали, сколько времени занимает путь в центр Москвы из подмосковных городов и выяснили, что сейчас быстрее всего добираться из Реутова, Мытищ и Долгопрудного.