По данным первого июньского исследования лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), майский взлет оптимизма, а точнее — снижение пессимизма в российской промышленности, оказался неустойчивым. В июне значение индекса ухудшилось на 2 пункта после «скачка» предыдущего месяца на 6,3 пункта. И от более сильной утраты оптимизма предприятия спасло только улучшение планов выпуска.

Таким образом, если в марте значение индекса промышленного оптимизма, который, по словам научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, давно пора переименовать в «индекс промышленного пессимизма», составило -29,2 пункта, в апреле — минус 30,2, в мае — минус 23,9 пункта, то в первой декаде июня опять произошло его падение до -25,7 пункта.

Две составляющие индекса промышленного оптимизма в июне снизились. Так, ухудшение динамики продаж (увеличение темпа снижения) на 6 пунктов снизило удовлетворенность объемами продаж на 5 пунктов. В результате июньский темп снижения спроса оказался худшим, то есть самым высоким в 2009 году. Напомним, рекордные темпы падения этого параметра были зафиксированы только на первом этапе кризиса, в ноября-декабря 2008 года. Но текущее ухудшение продаж, скорее всего, приведет к тому, что в июне по сравнению с маем, темпы снижения выпуска продукции тоже возрастет.

В целом, как отметил в комментарии BFM.ru заведующий лабораторией Сергей Цухло, снижение удовлетворенности продажами после колебаний предыдущих двух месяцев вернуло значение этого индикатора к среднему уровню 2009 года. Сейчас три четверти российских предприятий не устраивают объемы спроса на выпускаемую ими продукцию: только 21% предприятий удовлетворены объемом спроса на свою продукцию, тогда как 76% оценивают его ниже нормы. Правда, исследователь отмечает, что стабильность этого индикатора (то есть степень удовлетворенности продажами) в условиях продолжающегося интенсивного снижения продаж и полной неопределенности в отношении перспектив выхода из кризиса определенно свидетельствует о сохраняющейся способности производителей «держаться на плаву». Такой устойчивости оценок спроса в прежние кризисы в российской промышленности не наблюдалось.

Следует также отметить, что запасы готовой продукции в июне остались практически на уровне предыдущего месяца — пока лучшем уровне текущего кризиса.

Планы же выпуска в промышленности претерпели в июне существенные позитивные изменения. Этот индикатор впервые за время кризиса среди всех составляющих ИПО стал положительным, а точнее — перестал быть отрицательным. Промышленность в ближайшие месяцы попытается прекратить падение выпуска продукции.

Доступность кредитов для промышленных предприятий выросла в июне сразу на 9 процентных пунктов, и достигла 41%, то есть именно на таком проценте предприятий их руководство удовлетворено положением дел с возможностью получения кредитов. Исследователи не исключают, что именно это обстоятельство и улучшило производственные планы предприятий.

Кстати, предыдущее исследование зафиксировало, что удовлетворенность возможностью получения кредитов выше у госпредприятий. «Все-таки можно говорить о том, что государство «своих» не бросает», — отметил экономист.

По его словам, в основном речь идет о повышении уровня доступности кредитов для оборонных предприятий, среди которых почти все крупные. «До оборонных предприятий наконец-то дошли бюджетные деньги. Просто ранее был сформирован гособоронзаказ и выделенные под него средства и заказы начали поступать на предприятия», — пояснил Сергей Цухло.

Методика расчета.
Индекс строится как среднеарифметическое значение балансов (разностей ответов) четырех вопросов ежемесячной конъюнктурной анкеты ИЭПП:
Фактическое изменение спроса, баланс = %роста - %снижения
Оценка спроса, разность оценок = % выше нормы + % норма - % ниже нормы
Оценка запасов готовой продукции, баланс = % выше нормы - % ниже нормы, противоположный знак.
Планы изменения выпуска, баланс = %роста - %снижения.
Балансы 1 и 4 вопросов очищаются от сезонного и календарного факторов, а для отраслевых индексов — еще и от случайных колебаний.