Лишняя неоцененность рубля
Доллар должен стоить 19 рублей. Индекс Биг Мака показал, что курс рубля недооценен на 42% по отношению к американской валюте. Журнал The Economist опубликовал свежий индекс Биг Мака, который оценивает отношение обменных валютных курсов, исходя из стоимости известного бургера. Надя Грошева о том, почему рубль будет оставаться недооцененным
Читать на полной версииСтранно, что в современном финансовом мире еще не появилась биржевая площадка, на которой бы торговался Биг Мак. Продукт стандартный, то есть одинаковый по всему миру, а цены отличаются в разы. Если бы такая площадка существовала, то можно было бы, например, купить Биг Мак в России и продать его в Норвегии, где самый дорогой в мире Биг Мак. С каждой такой операции можно было бы заработать 180% прибыли, потому что в Норвегии Биг Мак почти в 3 раза (если быть точной, в 2,8 раза) дороже, чем в России.
Журнал The Economist рассчитывает индекс Биг Мака с 1986 года. Это неофициальный способ определения покупательной способности. Это теория, согласно которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины одних и тех же товаров в разных странах.
Главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева уверена, что даже, если рубль недооценен, вряд ли он достигнет справедливой стоимости: «Доверять полностью этому индексу, разумеется, не стоит. Если посмотреть по корзине товаров. Мы когда-то делали исследование для, скажем, среднедоходной группы населения. Получается, что равновесный курс рубля около 28 – 28 с хвостиком рублей за доллар. Что тоже показывает, что рубль, скорее, недооценен. Но это вовсе не значит, что в краткосрочной перспективе мы увидим рубль на этих рубежах».
Индекс Биг Мака отражает еще и относительную платежеспособность населения. Поясняет директор УК «Персональные стратегии» Станислав Машагин: «В России сегодня население намного менее платежеспособное, чем в Европе, поэтому Биг Мак просто не может стоить несколько дороже. Его с удовольствием бы сделали дороже, его просто никто не купит. Он также недорого стоит и в странах Азии».
Филиппины, Тайвань и Китай — страны, в которых стоимость Биг Мака примерна такая же, как в России. На мой личный взгляд, самый интересный вывод из этого индекса — то, как менялась цена, можно сказать, «Биг Мак - инфляция». Удивительно, что цена Биг Мака в России и США после кризиса растет примерно сопоставимыми темпами.
В 2009 году Биг Мак в России стоил 67 рублей, в США — 3,57 доллара. Курс доллара был 32,80 рубля, то есть примерно, как этим летом. С того момента, в США цена выросла почти на доллар (0,99 доллара), то есть на 27,73% за 4 года (27,73%). В России стоимость выросла на 60 центов или на 29,4%.
Получается, что инфляция на этот вид гамбургеров в США намного выше официальной по всем продуктам. На этом неплохо зарабатывают акционеры McDonald’s. За этот период его акции выросли на 77%. Инфляция для рынка акций — позитивный фактор. Главное, вовремя вложить лишние деньги.