Сегодня Тверской суд Москвы прекратил дело в отношении аудитора Сергея Магнитского в связи с его смертью в СИЗО осенью 2009 года. Таким образом, оснований для реабилитации Магнитского суд не нашел, его дело было закрыто по не реабилитирующим основаниям.

Директора британского инвестфонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера суд приговорил к 9 годам лишения свободы. Заочно. В фонде Hermitage Capital приговор суда BFM.ru назвали «правовым беспределом».

Для оглашения приговора в суде выделили самый большой зал, но и он оказался забит до отказа. Судья Игорь Алисов начал с оглашения постановления о прекращении дела в отношении Магнитского. «Магнитский совершил уклонение от уплаты налогов на прибыль, по предварительному сговору группой лиц в особо крупном размере (ч. 3 ст. 33, пп. «а», «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ)», — сказал он, отметив, что аудитор действовал в интересах главы московского представительства Hermitage Capital Уильяма Браудера.

Судья полностью согласился с фабулой обвинения. В соответствии с ней, подсудимые уклонились от уплаты налога на прибыль с подконтрольных фонду Hermitage Capital организаций: «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс». Фирмы были зарегистрированы в республике Калмыкия, а их директором числился Уильям Браудер. Это были «фирмы-пустышки», хотя по бумагам они осуществляли «инвестиции в экономику республики» и должны были вложить более 120 млн долларов, построив бизнес-центр. На работу в эти компании были фиктивно оформлены инвалиды. Они «трудились» в качестве сотрудников аналитических отделов.

Автором идеи, как следует из материалов дела, был Сергей Магнитский, аудитор дочерней компании Hermitage Capital Firestone Duncan. Его соучастники подыскали будущих работников через Ассоциацию ветеранов войны в Афганистане. Наличие инвалидов в штате позволило иностранной компании получить значительные налоговые льготы. В итоге государство недосчиталось налога на прибыль за 2001 год на сумму свыше 522 млн рублей. В постановлении суда говорилось, что вместо инвестиций в бюджеты разных уровней от каждой фирмы перечислялось всего по 1 тысяче рублей. Магнитский лично занимался составлением налоговых деклараций подконтрольных фонду компаний.

Судья отметил, что в ходе следствия Магнитский свою вину не признал, заявив, что его уголовное дело это — «репрессивная мера за помощь, которую он оказывал своему клиенту по поиску похищенных у фонда денежных средств». Речь шла о сумме в 4,5 млрд рублей. Юрист утверждал, что эти деньги, принадлежавшие Hermitage Capital , похитили силовики и сотрудники налоговых органов. В отместку за то, что он вскрыл эту схему, его якобы и не выпускали из СИЗО, несмотря на болезни.

«Магнитский заявил, что указаний о разработке преступного плана он не получал, фактическое руководство фирмами «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс» не осуществлял, а компании имели полное право на то, чтобы их освободили от налога на прибыль», — сказал судья.

Он озвучил показания Магнитского, который уверял, что инвалиды на самом деле трудились на фонд Hermitage Capital, а не просто были оформлены на бумаге. «Они отслеживали изменения в законодательстве Калмыкии и в случае необходимости предоставляли отчет», — сообщал Сергей Магнитский. Отсутствие рабочих мест аудитор объяснял тем, что в этом не было необходимости, так как инвалиды работали на дому.

Однако судья отверг эти доводы, указав, что «вина Магнитского подтверждается показаниями свидетелей и материалами дела — протоколами обысков и результатами экспертиз». К числу доказательств, свидетельствующих о виновности Магнитского, были отнесены показания экспертов, представителей налоговой службы, инвалидов, которые числились в фирмах. Среди свидетелей были названы и те, кому Магнитский хвастался, как всего за тысячу рублей в Калмыкии добился освобождения фирм от уплаты многомилионных налогов. А один из свидетелей показал, что Уильямом Браудером в России были зарегистрированы десятки таких фирм, как «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс», которые использовались для скупки акций предприятий, в частности, «Газпрома».

Великобритания Браудера не выдаст

Что же касается Уильяма Браудера, то судья огласил лишь вводную часть приговора, сославшись на то, что подсудимый совершил преступление в сфере экономической деятельности.

Суд признал бизнесмена виновным в двух эпизодах уклонения от уплаты налогов в организации. За каждый из них Браудеру дали по 6 лет, определив окончательный срок в виде 9 лет лишения свободы. Помимо этого, суд запретил ему заниматься предпринимательской деятельностью в России в течение двух лет после отбытия наказания.

Напомним, что 9 лет — это тот срок, который для главы Hermitage Capital в ходе прений сторон запрашивал гособвинитель Михаил Резниченко.

Адвокат Уильяма Браудера Кирилл Гончаров после оглашения приговора заявил BFM.ru, что намерен оспорить его в Мосгорсуде. «Апелляционная жалоба будет подана в течение 10 дней», — сказал он.

Защитник Магнитского Николай Герасимов заявил, что не будет оспаривать решение суда, поскольку «родственники осужденного «не уполномочили» его это делать.

Отметим, что оба адвоката назначены судом. Дело в том, что мать и вдова Магнитского, а также Уильям Браудер запретили своим адвокатам участвовать в процессе, обвинительный исход которого, на их взгляд, был предрешен.

Гособвинитель Михаил Резниченко сегодня заявил, что посмертный процесс стал возможен именно благодаря многочисленным заявлениям родных Магнитского, которые имеются в материалах дела и в которых говорится, что их родственник невиновен. «Подобные заявления направлялись в адрес суда уже и в период судебного разбирательства», — подчеркнул прокурор, отметив, что доволен исходом дела. Он добавил, что Браудера судили заочно, так как Великобритания отказала России в его выдаче.

Почему родные Магнитского были против

Громкий процесс занял 3,5 месяца и проходил в отсутствие подсудимых. Проживающий в Великобритании Уильям Браудер отказался приехать в Россию и предстать перед правосудием.

Его подчиненный, 37-летний Сергей Магнитский, умер еще до начала суда — 16 ноября 2009 года в СИЗО «Матросская тишина», куда его за несколько часов до кончины перевели из «Бутырки». Гибель Магнитского, скончавшегося от острой сердечной недостаточности, была настолько странной — родные нашли на руках у погибшего следы от наручников и гематомы, что дало повод его родственникам обвинить администрацию СИЗО в том, что перед смертью Магнитского били и не оказали ему медицинскую помощь.

Однако все попытки привлечь к ответу виновных не увенчались успехом: в декабре 2012 года Тверской суд Москвы оправдал бывшего заместителя начальника СИЗО «Бутырка» по лечебно-профилактической работе Дмитрия Кратова. Его обвиняли в халатности за неоказание заключенному надлежащей медицинской помощи. А в марте этого года Следственный комитет объявил, что закрыл дело по факту смерти Магнитского. СКР констатировал, что арест обвиняемого был законен, а в изоляторах ему не создавали никаких особых условий, которые могли привести к резкому ухудшению здоровья и смерти.

В результате Браудера судили заочно, а Магнитского — посмертно. И это несмотря на возражения родственников погибшего против посмертного суда. Мать Магнитского Наталья Магнитская и его вдова Наталья Жарикова не раз заявляли, что процесс нужен властям только затем, чтобы в очередной раз оправдаться.

Между тем, согласно решению Конституционного суда, посмертный суд возможен только с согласия близких родственников фигурантов уголовных дел в целях реабилитации погибших.

«Неутешительный символ времени»

В фонде Hermitage Capital Management так прокомментировали BFM.ru состоявшийся приговор: «Тот факт, что общество сегодня позволяет судить в традициях Кафки погибшего, но не поступившегося своим достоинством человека, и другого человека, добивающегося в отношении него справедливости, — это неутешительный символ времени».

«Этот политический процесс был задуман и приведен в исполнение для очернения имени Сергея Магнитского, который помог раскрыть хищение чиновниками и криминалитетом 5,4 миллиардов из российского бюджета», — заявил представитель фонда. По его мнению, судебное разбирательство высветило «проблемы отсутствующей независимой судебной системы в России, бесправное положение адвокатов и презрение к закону представителей власти».

Он отметил, что «ведение этого процесса, несмотря на истечение всех сроков давности, по несуществующим обстоятельствам, на основе материалов, сфабрикованных лицами, действовавшими в качестве мести за их разоблачение, является разоблачением уже всей действующей системы, которая действует по указу, а не по закону».

«Приговор, вынесенный при данных обстоятельствах, обречен стать очередным экспонатом в музее правового беспредела и не является юридическим документом ни для одной страны, в которой действуют принципы правового государства», — считает собеседник портала.

Не исключено, что сегодняшний приговор суда — это не последняя точка, и Браудера с Магнитским ждет еще один процесс. Следственный департамент МВД в апреле этого года уже добился в Тверском суде решения о заочном аресте руководителя британского инвестфонда по другому уголовному делу — о незаконной скупке акций «Газпрома». Следствие оценило ущерб от действий Браудера почти в 3 млрд рублей, трактовав его действия как мошенничество (ст. 159 УК).

В СМИ также просочилась информация, что именно Магнитского подозревают в разработке преступной схемы. Впрочем, до сегодняшнего дня официального подтверждения этой информации нет.

Что же касается Сергея Магнитского, то при жизни его подозревали и хищении из госбюджета 5,4 млрд рублей. Но до предъявления обвинения дело не дошло.

Смерть Магнитского вызвала большой общественный резонанс и привела к принятию США так называемого «списка Магнитского», который ввел визовые и экономические санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению американских властей, к смерти сотрудника Hermitage Capital.

Читайте также: Прокуратура потребовала заочно осудить начальника Магнитского на 9 лет