Прокуратура потребовала заочно осудить начальника Магнитского на 9 лет
Вступил в финальную стадию судебный процесс по делу главы инвестфонда Hermitage Capital Уильяма Браудера и его подчиненного Сергея Магнитского, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов на сумму более 0,5 млрд рублей. Для первого прокурор потребовал 9 лет колонии заочно, дело же в отношении второго гособвинитель предложил прекратить в связи со смертью
Читать на полной версииК 9 годам лишения свободы потребовал сегодня приговорить прокурор Михаил Резниченко директора британского инвестфонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера. Дело в отношении его подчиненного — погибшего в СИЗО налогового и юридического консультанта Сергея Магнитского гособвинитель предложил прекратить в связи со смертью.
Выступая в прениях сторон в Тверском суде Москвы, Резниченко заявил, что считает доказанной вину подсудимых в уклонении от уплаты налогов на сумму более 0,5 млрд рублей.
Прения начались с шестой попытки. До этого финальные слушания неоднократно откладывались из-за неявки адвокатов подсудимых, которых им назначил суд: защитники Николай Герасимов и Кирилл Гончаров то болели, то участвовали в других в процессах.
Стоит отметить, что адвокату Александру Антипову, защищавшему Уильяма Браудера на следствии, его клиент (он проживает в Англии и отказался предстать перед российским судом — BFM.ru) запретил участвовать в суде. «На следствии мы пытались дать оценку собранным следствием доказательствам и опровергнуть их, но нас постоянно ограничивали. Фактически нам не дали возможности защитить господина Браудера», — заявил BFM.ru защитник. Браудер счел, что процесс будет несправедливым, и обвинительный исход дела предрешен. Ту же позицию заняли и родственники Сергея Магнитского, полагая, что с помощью обвинительного приговора государство намерено оправдаться за гибель человека в СИЗО.
Смерть в СИЗО до приговора суда
37-летний Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в СИЗО «Матросская тишина» так и не дождавшись суда. Его гибель вызвала большой общественный резонанс.
При жизни его вместе с его шефом обвиняли в организации схемы по уклонению от уплаты налогов британским инвестфондом Hermitage Capital Management. По версии следствия, зарегистрировав в республике Калмыкия две находившиеся под управлением фонда фирмы-пустышки — «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс» — они оформили в штат организаций инвалидов. Это позволило иностранной компании в 2000-2006 годах уклониться от уплата налога на прибыль на сумму свыше 522 млн рублей.
После того, как Магнитский умер, его дело было закрыто. Однако в 2011 году Конституционный суд постановил, что дела в связи со смертью обвиняемых или подозреваемых могут быть прекращены только с согласия их близких родственников. Решив, что родные Магнитского согласия на закрытие дела не давали, сыщики возобновили расследование и довели дело до суда, несмотря на то, что жена и мать Магнитского неоднократно заявляли, что будут считать посмертный процесс противоправным.
На сегодняшнем заседании адвокат Уильяма Браудера Кирилл Гончаров предпринял очередную попытку отложить слушание, чтобы известить своего клиента о процессе. Судья Игорь Алисов расценил это как затягивание процесса и постановил начать прения. Тогда защитники заявили ему отвод. Но и это не помогло — он принят не был.
Доказательства вины
После этого судья дал слово Михаилу Резниченко. Прокурор заявил, что считает вину подсудимых полностью доказанной. «Стороной обвинения представлена полная совокупность доказательств вины Браудера и Магнитского», — сказал он.
Сославшись на показания свидетелей, гособвинитель заявил, что, их слова позволяют сделать вывод о том, что аудитор придумал схему уклонения от уплаты налогов в интересах и по указанию Уильяма Браудера, который был осведомлен о незаконных льготах и подписывал подложные документы. Заявления подсудимых на стадии следствия о непричастности к преступлению он отверг. Он отметил, что на следствии Браудер лишь кратко заявил о непризнании вины, а Сергей Магнитский в развернутых показаниях не смог убедить следствие в непричастности к преступлению. «Эти показания — явная попытки уйти от наказания», — сделал вывод прокурор. Доводы Магнитского о том, что причина его уголовного преследования — это заявление о раскрытии хищения денежных средств сотрудниками МВД он назвал надуманными.
Он отметил, что от противоправных действий Браудера и Магнитского пострадали бюджеты разных уровней: из бюджета Калмыкии было похищено 20% от объема годовых налоговых поступлений, а из бюджета Элисты — 30%. «Это катастрофические для региональных бюджетов суммы», — подчеркнул гособвинитель. Обратив внимание суда на то, что «соучастники использовали документы людей с врожденными заболеваниями», он отметил, что «алчности, которая ими в этот момент двигала, должна быть дана правовая оценка».
Уильяма Браудера Михаил Резниченко потребовал заочно приговорить к 9 годам лишения свободы, а дело в отношении Магнитского прекратить в связи с его смертью, отказав в реабилитации.
Анастасия Герасимова — представитель Федеральной налоговой службы, которая признана потерпевшим по делу, поддержала выводы прокуратуры о виновности фигурантов.
Адвокаты в свою очередь заявили о недоказанности обвинения. Они просили оправдать Браудера, а Магнитского реабилитировать.
Приговор суда планируется огласить 11 июля.
Дополнительные обвинения
Вероятно для Браудера он будет не последним. 22 апреля Тверской суд заочно санкционировал арест директора фонда в рамках другого дела — о незаконной скупке акций «Газпрома». Действия обвиняемого, по версии следствия, причинили РФ ущерб на сумму почти 3 млрд рублей. Браудеру инкриминируется мошенничество (ст. 159 УК)
Что же касается Сергея Магнитского, то его при жизни также подозревали в аферах с налоговыми декларациями и хищении из госбюджета 5,4 млрд рублей. Впрочем, до предъявления обвинения дело так и не дошло. Сам юрист утверждал, что деньги украли сотрудники МВД и налоговых органов. А из-за того, что он вскрыл эту схему, его якобы и не выпускали из СИЗО.