Даже в самые трудные периоды финансового кризиса и нестабильного подъема инвесторы всегда могли рассчитывать на поддержку ФРС в лице Бена Бернанке. Другим важнейшим столпом выступал Пекин. США и Китай обеспечивали мощное монетарное стимулирование, когда другие звенья системы давали сбои. Неудивительно, что для мировых финансовых рынков стали таким потрясением новости о развороте курса.

Народный банк Китая устроил показательный кризис ликвидности, сократив — против обыкновения — финансовые вливания. Ставки на межбанковском рынке резко пошли вверх. Эксперты уверены, что центробанк решил таким образом предупредить коммерческие банки и другие финансовые организации, что не будет способствовать неограниченному росту кредитования. Но есть риск, что может разразиться полномасштабный банковский кризис, особенно в условиях, когда экономический подъем показывает признаки торможения.

«Это действительно создает риск невозвратов в финансовой системе, у этих мер могут быть нежелательные последствия», — цитирует Reuters Шарлин Чу, старшего директора Fitch Ratings.

Бернанке, со своей стороны, указал, что уже в этом году может начать свертывание стимулирующих мер, если рост ускорится, как прогнозировала ФРС, и если безработица снизится и инфляция приблизится к целевому показателю в 2%.

Бернанке рассчитывает, что улучшение в экономике является устойчивой тенденцией, и можно будет обходиться без дополнительного стимулирования. Бернанке дал понять, что действия ФРС будут зависеть от дальнейшего улучшения экономической ситуации, он строил свои прогнозы на том, что ожидаемый рост будет достаточно стабильным для снижения безработицы с текущего уровня 7,6% до 7%. Если ожидания ФРС верны, к середине следующего года, когда, по расчетам Бернанке, безработица должна снизиться до 7%, США могут полностью выйти из режима количественного смягчения (QE). Правда, есть причины в этом усомниться. Экономические показатели в лучшем случае посредственные, особенно если учесть, что такой неубедительный подъем приходится после глубокого спада. При таких темпах или в случае замедления параметры безработицы, на которые ориентируется Бернанке, недостижимы, уверен комментатор Forbes Asia. В подобных обстоятельствах отказ от количественного смягчения может разрушить все еще хрупкую экономику.

Глава ФРБ в Сент-Луисе Джеймс Баллард также опасается, что Бернанке слишком рано заговорил о свертывании стимулирования — он должен был действовать «более благоразумно» и дождаться ясных признаков усиления инфляции.

Для инвесторов это новая реальность. Теперь пересмотру должен быть подвергнут исходный постулат трейдеров о бесплатной ликвидности для рынка в любой момент и всегда. С учетом перспективы свертывания политики дешевых денег ФРС будет мало желающих среди покупателей приобретать активы при падающих ценах.

Эксперты опасаются серьезных перебоев на финансовых рынках в ближайшие месяцы, если инвесторы из-за неизвестности уйдут с рынков. Кроме того, рост процентных ставок и падение стоимости акций и облигаций будет сказываться на реальном секторе — потребители и компании будут сокращать расходы. Возможный кризис доверия в потребительском и бизнес-секторах при негативном сценарии угрожает падением прибылей и найма.

Как отмечают обозреватели Reuters, главная сложность заключается в том, что практически нет подобных исторических примеров перехода в нормальный монетарный режим после столь долгой искусственной поддержки экономики со сниженными процентными ставками и массированными вливаниями ликвидности через выкуп облигаций.

Политический ход

Комментатор Forbes уверен, что выбор сроков для свертывания стимулирующих программ объясняется прежде всего политическими соображениями.

Почему при всех рисках Бернанке говорит об ужесточении монетарного курса? По мысли комментатора Forbes, как и всякий грамотный политик, Бернанке, с одной стороны, думает о текущих задачах на своем посту, а с другой, — о том, какой предстанет его роль в учебниках истории. Возможно, он не хочет стать новым Аланом Гринспеном, ушедшим незадолго до финансового кризиса 2008 года, в возникновении которого он, экс-глава ФРС, вероятно, сыграл свою роль.

В КНР правительство и новые лидеры понимают, что унаследовали огромный кредитный пузырь, который вот-вот лопнет. Есть два варианта, пишет Forbes: продолжать его подпитывать с риском масштабных экономических сбоев в дальнейшем, либо признать перспективу замедления экономики в случае его схлопывания и пытаться, насколько возможно, выправлять ситуацию.

Что выберут в КНР, неизвестно, но ситуация на межбанковском рынке, созданная властями, может означать, что Си Цзиньпин предпочитает второй вариант. Он прагматичный и благоразумный политик. Он, вероятно, рассчитал, что серьезный экономический спад на текущем этапе можно будет обоснованно отнести на счет его предшественника Ху Цзиньтао. В перспективе таких возможностей у него не будет, анализирует комментатор Forbes. Ясно, что пузырь лопнет. Лучше убрать его со своего пути, чтобы сохранить власть. А затем можно решать задачи проведения реформ, необходимых для реструктуризации экономики и стимулировать рост на следующее десятилетие.