Заявления о возможном ослаблении рубля привели к резкой конвертации рублевых остатков в валюту на счетах корпоративных клиентов российских банков. Об этом финансовый директор ВТБ Герберт Моос заявил в интервью агентству «Прайм» в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Банки в настоящее время испытывают переизбыток валюты и одновременно существенную нехватку рублевой ликвидности, сообщил топ-менеджер второго по величине банка в России по объему активов. «Эти заявления осложнили нам проблему ликвидности: корпораты, услышав об ослаблении рубля, начали конвертировать свои депозиты в доллары, и это снизило рублевую ликвидность и увеличило валютную, и все пришло в движение», — сказал Моос.

Дискуссию о ситуации на российском валютном рынке и появление слухов о грядущей девальвации рубля вызвал министр финансов РФ Антон Силуанов. В интервью агентству Bloomberg, опубликованном 17 июня, глава Минфина заявил, что правительство РФ ищет способы стимулирования экономического роста, в том числе за счет ослабления курса национальной валюты. Силуанов также сообщил, что Минфин договорился с ЦБ о направлении в Резервный фонд нефтегазовых доходов в виде иностранной валюты (а не рубля, как это происходит сейчас). Такое изменение запланировано на август этого года и оно «может ослабить курс на 1-2 рубля», отметил министр финансов. Сергей Игнатьев, готовящийся покинуть пост председателя Банка России, сообщил депутатам Госдумы 19 июня, что ЦБ РФ действительно подготовил новый порядок валютных интервенций, который будет запущен в августе. Финансист подтвердил: его суть заключается в том, что Минфин будет покупать валюту в ежедневном режиме, «а ЦБ будет в тех же объемах покупать на рынке». Первый заместитель главы правительства РФ Игорь Шувалов подчеркнул, что договоренность Центрального банка и Минфина о новой стратегии на валютном рынке не имеет никакого отношения к девальвации рубля.

После публикации интервью Силуанова курс рубля к доллару и евро начал падать. Ослабление курса российской валюты продолжилось и 20 июня.

Эффект от этих заявлений продлится еще некоторое время, полагает Моос, поскольку не все депозиты можно расторгнуть. «Они конвертируют все в доллары и обратно кладут. Эти заявления создают волатильность на рынке без всяких на то оснований», — добавил финансист. По его словам, сейчас ситуация нормализуется, но по сути корпоратам уже дан жесткий сигнал.