Почти шестьдесят человек пострадали из-за пожара в столичной подземке. Полтора десятка из них госпитализированы. Горел силовой кабель на перегоне между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина». ЧП на шесть часов парализовало работу Сокольнической линии и вызвало транспортный коллапс в городе.

Остановка на перегоне. Обычное дело и пассажиры не обращают внимания. Вагон почти под завязку, душно. Машинист обещает: сейчас поедем, но метро стоит, появляется запах химии, потом дым. До эвакуации пройдет еще минут двадцать. Люди не знают, что происходит: про себя — неужели опять теракт? Становится тяжело дышать. По вагону разносится кашель.

Вот что рассказал Business FM очевидец Александр: «Все время поезд останавливался. На сорок минут он остановился между «Лубянкой» и «Охотным рядом» по центру. Была паника, многие падали в обморок. Было очень жарко и много дыма. У всех нервы сдавали. Когда пошел дым, а он пошел минут через двадцать, когда поезд остановился (до этого машинист говорил, что все нормально), мне тоже стало не по себе. Я тоже начал паниковать. Дышалось не очень легко».

В тоннеле загорелся кабель. 10 метров оплетки остановили всю Сокольническую линию. Пожарные справились минут за сорок, а движение встало на шесть часов. Давка и паника на выходе из метро. На «Комсомольской» люди плотно заполнили все два этажа станции. Кто-то кричал — пропустите, я опаздываю в аэропорт. В толпе сочувствующе молчали.

В это время на "Комсомольской" был Вадим Широков: «Сегодня добирался по метро. От «Павелецкой» кольцевой доехал до «Комсомольской» и там все остановилось. С 9:10 до 9:40 я предпринимал попытки выбраться из метро в принципе. Давка была невероятная. Три эскалатора работали только на подъем, но работали с большими перебоями, постоянно ломались».

Наверху — звонки на работу: опаздываю. К ближайшему крану — умыться и выпить воды. Кого-то увозят на «скорой». Остановки забиты пассажирами, в автобусы не войти. Такси задирают цены до трех тысяч за километр. Кто-то просто останавливается и предлагает довезти бесплатно. Транспорта не хватает. Вереница москвичей — идет пешком по Комсомольскому проспекту.

Пострадавшая Кристина рассказала Business FM как добиралась до работы: «Когда я пришла на «Библиотеку им. Ленина» я увидела, что там очень много народу. Люди просто стояли и не спускались к поездам, к перрону. Паника была. Люди возмущались, что опаздывают на работу. Люди возмущались и на улице, что мало общественного транспорта. Мне пришлось свернуть на «Киевскую» и по кольцу уже объезжать».

Около полудня по "красной" ветке вновь запустили поезда. Но один из машинистов заметил искры в кабеле, и движение остановили еще на два часа. Ликвидировать все последствия пожара в метро обещали только ночью. Следственный комитет и городская прокуратура начинают расследовать причины ЧП.

Почему москвичам не пришли SMS-сообщения о пожаре в метро

Два оператора "большой тройки" не имеют системы локального оповещения, сообщили в МЧС. Именно поэтому большинство москвичей не получили SMS-сообщения о пожаре в метро.

Поэтому SMS по просьбе МЧС рассылал только «Мегафон», пишут «Известия». В «Билайне» и МТС Business FM такую информацию не подтвердили.

В «Вымпелкоме» Business FM сообщили, что от МЧС ничего не поступало. Вот что сказала пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова: «В МТС не поступало обращение от МЧС с просьбой уведомить жителей Москвы о чрезвычайной ситуации, поэтому МТС такой рассылки не проводило».

Пассажиры метро в среду утром около двух часов не получали никакой информации о происшествии. Тем временем в подземке скопилось огромное количество людей, началась давка.

Тем, кто в утренний час пик оказался на центральных станциях Сокольнической линии, не сообщали ничего, чтобы не сеять панику. Толпы пассажиров, стоящих на других станциях, оставили в неведении по непонятным причинам.

Ничего не знали и не понимали люди на улице — в метро не пускают, причины не объясняют, многие подумали, что произошел взрыв. Очевидец рассказала Business FM, что провела много времени в метро, пытаясь уехать, в итоге вышла на улицу, уже там узнала о случившемся из СМИ: «Выйдя из метро, я стояла, ждала автобуса. И в палатке рядом, где питание продают, радио сообщало об аварии. Никаких сообщений в метро — не было. Как-будто все нормально. И народ валил туда».

Другие очевидцы говорят, что, несмотря на большие скопления людей, и отсутствие поездов, эскалаторы продолжали работать в режиме движения вниз, пассажиры продолжали пребывать в вестибюлях, им говорили только, что составы ходят с большими интервалами.

Зато МЧС довольно оперативно информировало о событиях на своем сайте. Правда, тем, кто был под землей, это мало помогало — связи не было. А портал московской мэрии вообще предпочел ничего не сообщать: в среду на нем не появилось ни слова о пожаре.

Публичное заявление мэра Москвы последовало только через 5 часов после ЧП. Тем временем в соцсетях появилась шутка: «В метро выбирают нового мэра. Пока дым черный». Как известно, дым один из атрибутов избрания Папы Римского.

А пока горела подземка и шла эвакуация, градоначальник оценивал благоустройство сада имени Баумана. Соответствующие фотографии Собянина в окружении детей и пожилых женщин можно найти на сайте правительства Москвы.

Компенсации

Сумма компенсаций тем, кто оказался в больнице после ЧП в метро, будет зависеть от срока лечения. За две недели — 40 тысяч рублей, за месяц — 100 тысяч, если дольше — до 300 тысяч.

Виновник известен — Московский метрополитен, и по 67-му федеральному закону перевозчик сам должен возместить ущерб, рассказал Business FM президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев: «В отношении метрополитена существует особый порядок. В законе четко определено, это статья о том, что метрополитен самостоятельно компенсирует причиненный пассажиру вред в случае, если такой имеет место быть, в порядке и в размере, как если бы это делала страховая компания. Я просто напомню, что страховые суммы по договору в случае смерти пассажира составляют более 2 млн рублей. А в случае, если был причинен вред имуществу пассажира — это 23 тысяч рублей».

Чтобы доказать ущерб имуществу или потребовать компенсации морального вреда, нужно написать претензию метрополитену, советует председатель общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Но рассчитывать можно только на сумму — от пятисот до двух тысяч рублей: «Необходимо изложить сначала ситуацию кратко, что вы такого числа пытались воспользоваться услугами метрополитена, но по техническим причинам возникли непредвиденные обстоятельства. Далее то, что вы требуете компенсации стоимости поездки, плюс компенсации морального вреда. Предположим, вы опоздали на важное свидание или на важную встречу, в связи с чем испытали ярко выраженные моральные страдания. Эту претензию нужно направить непосредственно в московский метрополитен, лучше заказным письмом. Если в течении 10 дней претензия не будет удовлетворена, то потребитель вправе обращаться в суд».

За такси, которое пришлось взять из-за ЧП, тоже заплатит метрополитен, если чек сохранить. А вот опоздавшим на самолет компенсации положены не всем, уточняет заместитель генерального директора страховой группы «Спасские ворота» Ольга Большакова: «Только если человек оформил страховку от невыезда. Если человек действительно оказался в метро, был, пожар, задымление, его не могли вовремя эвакуировать — это будет являться страховым случаем и будет компенсироваться. Но если человек просто не смог попасть в метро, как сегодня было в районе метро «Чистые пруды» — это компенсироваться не будет, потому что человек мог заранее распланировать другой маршрут или воспользоваться другим средством транспорта».

Тем, кто опоздал на работу из-за утреннего пожара в подземке, метро выдает справки. Всем. Не обязательно даже при себе иметь документы. Хуже тем, кто после работы оказался вечером на "серой" линии, где на полчаса застрял поезд по направлению в центр.