Обвиняемый в кибератаке оказался в СИЗО за общение со свидетелем
Когда защита бизнесмена Павла Врублевского обвинила следователя ФСБ в личных связях с понятыми
Читать на полной версииСкандальный поворот в деле основателя платежной системы Chronopay Павла Врублевского, которого судят за организацию кибератаки на сайт компании-конкурента, причинившей ущерб на сумму более 160 млн рублей. Тушинский суд сегодня изменил бизнесмену меру пресечения, заключив под стражу. Судья решила, что находившийся под подпиской о невыезде подсудимый, оказывает давление на свидетелей.
Ходатайство об изменении меры пресечения заявил на процессе прокурор Сергей Котов. Этому предшествовала попытки Врублевского и его защиты вызвать в суд двух свидетелей — понятых, чтобы доказать, что их подпись под протоколами следственных действий были подделаны и они даже не присутствовали при них.
Дело в том, что по закону, понятыми должны быть независимые люди, никак не связанные ни с кем из участников уголовного дела. И следователь ФСБ Сергей Дадинский, который занимался расследованием дела Врублевского и его предполагаемых соучастников, не должен был ранее знать понятых.
Однако защитники Павла Врублевского выяснили, что это не так. Они установили, что один из понятых — Никита Евсеев — близкий друг следователя. Причем Дадинсский — крестный отец его ребенка. Об этом свидетельствуют выписки из документов Богоявленского собора, расположенного в районе метро Бауманская. Вторая же понятая — Анастасия Курочкина — и вовсе бывшая девушка сыщика. Она призналась адвокатам, что не подписывала никаких следственных документов и даже дала адвокатам образцы своих подписей для проведения экспертизы.
DDoS-атака на конкурента
Напомним, судебный процесс над Павлом Врублевским начался в октябре прошлого года. Его вместе с тремя сообщниками обвиняют в организации в июле 2010 года DDoS-атаки на сайт компании-конкурента Assist, которая совместно с банком ВТБ24 участвовала в реализации проекта интернет-эквайринга для «Аэрофлота». Действия хакеров привели к тому, что в течение нескольких дней была парализована электронная продажа авиабилетов. Assist из-за этого лишилась контракта с «Аэрофлотом».
Следствие полагает, что Врублевский рассчитывал занять ее место, но компания «Аэрофлот», расторгнув соглашение с фирмой, заключила договор не с компанией Врублевского, а с другой структурой.
Следствие оценило ущерб, причиненный Assist, в сумму около 15 млн рублей, а ущерб, нанесенный «Аэрофлоту» — в более чем 146 млн рублей.
По мнению сыщиков ФСБ, воплотить в жизнь задуманное Врублевскому помогли ведущий специалист службы информационной безопасности компании Chronopay, экс-сотрудник ФСБ Максим Пермяков, а также хакеры — братья Игорь и Дмитрий, которым бизнесмен выделил в общей сложности для выполнения задачи 20 тысяч долларов.
Всем четверым вменяют в вину «неправомерный доступ к компьютерной информации, причинившем крупный ущерб» (статья 272 УК РФ). Эта статья предусматривает до 6 лет лишения свободы.
Надо сказать, что на следствии Павел Врублевский то отрицал, то признавал вину. Он даже провел в СИЗО 6 месяцев, после чего его отпустили на свободу.
В суде же бизнесмен, а также подсудимый Игорь Артимович заявили о непричастности к инкриминируемому преступлению. Тогда как двое других фигурантов — Максим Пермяков и Дмитрий Артимович — согласились с предъявленными обвинением.
Читайте также: Основатель Chronopay в суде «открестился» от кибератаки
До настоящего времени бизнесмен еще не давал показаний, и защита Врублевского сосредоточилась на нарушениях, допущенных в ходе следствия. Адвокаты поставили задачу исключить из дела доказательства, как полученные с нарушением закона. Это чревато развалом уголовного дела, которое суд прошлым летом уже возвращал в прокуратуру для устранения нарушений.
Читайте ткже: Дело о кибератаке на сайт Assist вернули в Генпрокуратуру
«Левые» понятые
Они ходатайствовали о вызове в суд понятых Никиты Евсеева и Анастасии Курочкиной. Судья Наталья Лунина проинформировала их, что если те хотят видеть свидетелей защиты в суде, то должны сами обеспечить их явку. Адвокаты разыскали Курочкину. «Она пояснила, что является бывшей девушкой Дадинского и ни при каких следственных действиях она не присутствовала и никакие подписи под документами не ставила, — рассказала BFM.ru адвокат Павла Врублевского Людмила Айвар. — После этого к ней приехал следователь и стал уговаривать ее забрать у нас это заявление». Примечательно, что Анастасия Курочкина сделала аудиозапись этой встречи. На ней оказалось много интересного.
Так, на записи слышны словам следователя о том, что подписи понятых на протоколах «левые», что никто и никогда понятых в суд не вызывал и не проверял. Дадинский просил Анастасию выручить его ради их прошлого. Тогда же он сообщил Курочкиной, что разговаривал с судей, которая сказала, чтобы Курочкина в суд не приходила и написала заявление, что не подтверждает сказанное ею адвокатам. Дадинский пообещал своей бывшей подруге, что оперативники сделают ей любую справку. При этом он признался, что разговаривал с Никитой Евсеевым (его он называл «Никитосом») и попросил того выручить его на процессе. Тот в ответ его якобы «чуть не убил», потому, что хотел «срубить» с Врублевского денег.
О том, что подписи понятых были поддельными в суде подтвердил допрошенный в качестве свидетеля защиты эксперт-почерковед. Он подтвердил, что подписи на протоколах об осмотре изъятых в ходе обысков предметов (компьютеров, дисков вредоносной программы и других) не соответствуют настоящим подписям понятых.
«Бен Ладен Интернета»
Однако Никита Евсеев, придя в суд 30 мая, встал на защиту крестного отца. Он заявил, что собственноручно подписывал протоколы. Причем, вместе с ним в следственных действиях якобы участвовала и Анастасия Курочкина. Свидетель отвергал факт личного знакомства как с девушкой, так и со следователем ФСБ.
Что же касается Павла Врублевского, то Евсеев заявил, что общался с ним с ним до суда. Врублевский, по словам свидетеля, звонил ему и писал. И хотя бизнесмен не угрожал ему, но дал понять: ему известно, что у Евсеева есть сын и ему известен его номер телефона. После этого свидетель решил заглянуть в Интернет. Вычитав там Врублевского называют «бен Ладеном Интернета», он сильно испугался и написал в суд заявление с просьбой обеспечить его безопасность.
После этих слов гособвинитель Сергей Котов и потребовал поместить Павла Врублевского в СИЗО, а судья Наталья Лунина сегодня это ходатайство удовлетворила.
Примечательно, что на сегодняшнее слушание для дачи показаний был вызван и сам следователь Сергей Дадинский. Впрочем, его выступление было предсказуемым. Сыщик заявил, что все бумаги были оформлены по закону, и никаких нарушений допущено не было.
Фото и «мирные» беседы
Между тем, адвокаты Павла Врублевского уверены, что следователь лжет. По словам Людмилы Айвар, это подтверждают имеющиеся в распоряжении защиты фотографии. «На одной из них Анастасия Курочкина сфотографирована вместе с Сергеем Дадинским, а втором фото следователь стоит в обнимку вместе с Евсеевым», — сказала она. Айвар заявила, что защита намерена ходатайствовать о приобщении снимков к материалам дела, также как и записей разговоров Сергея Дадинского с понятой.
Защитники утверждают, что никакого давления Павел Врублевский на понятого Евсеева не оказывал и намерены обжаловать решение суда об аресте бизнесмена. «Возможно, он и проявил излишнюю активность, когда нашел телефон Евсеева в Интернете и решил сам ему позвонить, но он не замышлял ничего противоправного, — говорит она. — Мы и не отрицаем, что Врублевский разговаривал с Евсеевым и переписывался с ним. Это были довольно мирные беседы. Мы даже предоставили суду распечатку SMS- сообщений, в которых Евсеев соглашается предоставить Врублевскому образцы свои подписей для экспертизы, но после звонка Дадинского он отказался это сделать».
На момент подготовки материла заседание суда еще продолжалось. На процесс в среду повторно пришла Анастасия Курочкина. Она уже была в суде 29 мая. Тогда она подтвердила все, что ранее сообщила адвокатам Врублевского Людмиле Айвар и Павлу Зайцеву. Девушка заявила о том, что на ее «давили», чтобы она проигнорировала судебную повестку.