Смягчение по-русски
Российский Центробанк, возможно, будет действовать, как ФРС США. То есть начнет внедрять какой-то отечественный вариант программы количественного смягчения
Читать на полной версииПервый зампред ЦБ Алексей Улюкаев не исключает, что регулятор возьмет курс на проведение политики количественного смягчения. Об этом он заявил на Петербургском экономическом форуме: «Мы, наверное, должны думать в эквивалентах того, что называется количественным смягчением, расширяя объем залогов, которые принимаются в обеспечение, расширяя предоставляемый банкам чистый кредит. Мы должны фондировать бизнес. Это не ортодоксально для центральных банков, но они идут на это как на временную меру для активизации деловой активности. Главное — это создание комфортных качественных условий для работы всех держателей национальной валюты, прежде всего национального бизнеса».
Идея аналога количественного смягчения носится в воздухе. Она необходима России для того, чтобы ответить на инициативу ФРС, считает главный экономист Дойче банка в России Ярослав Лисоволик: «Предпринимаются усилия для того, чтобы компенсировать в какой-то степени сворачивание унитарного стимула со стороны США. Поэтому в России будет поиск инструментов, которые могли бы поддержать и рынки, и экономику, экономический рост. В условиях, когда есть реальная угроза того, что сворачивание стимула США может дать новую волну напряженности на финансовых рынках и может оказать негативное воздействие на восстановление мировой экономики, а, следовательно, и на перспективу восстановления российской экономики».
Алексей Улюкаев сказал, что не согласен с прозвучавшей идеей ослабления рубля. Это не поможет российской экономике, считает он, так как ослабление рубля по-разному повлияет на разные секторы экономики.
От количественного смягчения также будут и выигравшие, и проигравшие, уверен главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский: «Логика в постановке вопроса похожа на то, что делает ФРС. Он тоже помогает экономике нетрадиционными способами. У нас ситуация в экономике не такая хорошая, как хотелось бы, и возможности стимулирования экономического роста и кредитной политики очень ограничены. Кто выиграет, а кто проиграет? Наверное, выиграть могут многие. Единственным негативным результатом от всего этого мероприятия может оказаться то, что инфляция будет ускоряться. Опять же к этому можно подойти взвешенно, как в США Федрезерв этим занимается. При осторожном подходе можно рисков избежать».
Обязательным условием количественного смягчения, по мнению специалистов, действительно является снижение процентных ставок по кредитам. Это же мнение, в частности, еще в апреле высказала Эльвира Набиуллина, которая уже в понедельник возглавит Банк России.