Комиссия правительства одобрила ужесточение контроля за НКО
Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила основания для проверок таких организаций
Читать на полной версии Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на повышение эффективности государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций (НКО). Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте кабинета министров.
Законопроект разработан Минюстом России во исполнение поручения президента Владимира Путина от 12 ноября 2012 года. Документом устанавливаются дополнительные основания для проведения Минюстом внеплановых проверок НКО, в отношении которых имеются сведения о нарушении требований законодательства РФ.
В России 21 ноября 2012 года вступил в силу закон, обязывающий некоммерческие организации регистрироваться в качестве «иностранных агентов» в случае, если они получают иностранное финансирование или занимаются политической деятельностью. В марте Генпрокуратура начала массовые проверки НКО на предмет соблюдения этого закона. Первой получила определение «иностранный агент» и штраф ассоциация «Голос», ведущая мониторинг выборов в РФ. Реакция международного сообщества на новую политику и действия российских властей была преимущественно отрицательной. Недовольство массовыми проверками НКО, выражали, в частности, Франция, Германия и США. 22 мая генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что ему не нравится формулировка «иностранный агент» в российском законе об НКО.
Законопроект, одобренный профильной комиссией правительства РФ, предусматривает установку пяти оснований для проведения проверок НКО. Во-первых, это истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, которое уполномоченный орган ранее вынес НКО. Во-вторых, это поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации признаков экстремизма. В-третьих, проверка может проводиться и при поступлении в уполномоченный орган информации от государственных органов и органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства РФ в сфере ее деятельности. В-четвертых, основанием для проверки может быть поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Наконец, в-пятых, НКО грозит проверка при наличии приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением президента или правительства либо на основании требования прокурора.
Одобренный комиссией законопроект будет рассмотрен на заседании правительства РФ.