Всего лишь звонок будильника на сотовом телефоне — и школьник остается без аттестата. Даже если он и не собирался пользоваться мобильником, а просто не выложил его из кармана.

Мать старшеклассника Наталья Космачева рассказывает, к чему может привести банальная забывчивость: «На собрании перед проведением экзамена всех родителей предупредили о том, что прошлогодний инцидент имел место быть, когда ребенок сдавал экзамен и во время сдачи у нее зазвонил будильник. Причем девочка училась раньше в нашей школе и учителя ее хорошо знали, говорили о том, что успеваемость у нее была хорошая, но они вынуждены были ее удалить с экзамена и перенести ее сдачу на следующий год».

В этом году нарушения стоили аттестатов десяткам школьников в разных регионах. В республиках Северного Кавказа, утверждает Александр Хлопонин, ситуация спокойнее, чем в прошлые годы. Случаи нарушений единичны.

При этом Минобразования Дагестана признал, что многие ученики часть к концу года перевелись в «районные» школы, где, как считается, ЕГЭ сдать проще. По данным СМИ, так поступили 40% одиннадцатиклассников Махачкалы.

Зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин рассуждает, не слишком ли суровы наказания за звонок будильника и фотографию задания: «На мой взгляд, наказание слишком строгое, наказывают не тех, кто воспользовался материалами, выложенными в Интернете, а тех, кто выложил. Мне кажется это идеологически не совсем правильно. Хотя я понимаю — поймать других невозможно и ловят, кого могут».

На портале BFM.ru в течение нескольких дней проводился опрос: «Государственная экзаменационная комиссия аннулировала результаты ЕГЭ школьницы, которая выложила копии заданий в сеть. Верно ли это решение?».

«Да» — ответили 27% опрошенных, «Нет, наказание должно быть мягче» — 13% пользователей, «Нет, нужно наказать организаторов, которые допустили возможность сфотографировать текст ЕГЭ» — 60% респондентов.

Мобильники и Интернет изобрели не сегодня. Школьники приспособились к формату ЕГЭ, каждый год списывают с помощью телефонов и выкладывают задания в Сеть.

Там и без них есть огромное предложение якобы верных ответов. Бизнес процветает уже много лет. Но скандалов, подобных нынешнему, не было. Комментирует член Общественной палаты Сергей Волков: «Каждый год списывали, каждый год выкладывали варианты в Сеть, но делали это тихо. С одной стороны, министерство впервые признало факт утечек, и в этом смысле это та же линия движения министерства к честности в образовании, которую мы видим в борьбе с фальшивыми диссертациями. С другой стороны, — массивность компании у многих экспертов вызывает законный вопрос о том, что это атака на министерство образования».

Материалы к экзамену по выбору — по истории, биологии и информатике — появились в Интернете за день до проведения ЕГЭ. Утечку не объяснишь разницей во времени, поговаривали, что ученики на Дальнем Востоке решили помочь товарищам из других часов поясов. Но в этот раз материалы публиковали не школьники.