Кража лишних денег
Надя Грошева столкнулась с мошенничеством по банковской карте. Что делать, если мошенники сняли деньги с банковской карты. Обязан ли банк возместить потери?
Читать на полной версииНа выходных с моей банковской карты пытались снять наличные. Причем в Лондоне. В то время как я была в Москве. Классический вариант мошенничества — скимминг. То есть кража информации с банковской карты при помощи специального сканирующего устройства. Неделей ранее я действительно была в Лондоне. И, видимо, в одном из банкоматов, где я снимала наличные, стояло подобное устройство.
В моем случае все обошлось — мошенники пытались снять слишком большую сумму. И я получила смс-уведомление о неудачной попытке снятия наличных. Карту удалось вовремя заблокировать. До потери лишних денег не дошло. Но что делать, если деньги все-таки сняли?
Во-первых, в любом случае, если у мошенников есть данные карты, ее надо заблокировать по телефону, который указан на самой банковской карте. О дальнейших действиях говорит юрист-адвокат юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры» Александр Попелюк: «Второе — это подача заявления об оспаривании транзакции. По- разному называется в разных банках. Но суть одна. Клиент обращается в банк с требованием отменить проведенную операцию, и по указанному заявлению банк должен принять меры. Порядка двух-трех месяцев, а то и больше занимает рассмотрение этого вопроса в банке».
В течение этого времени проводится внутреннее расследование. Одновременно с этим такой гражданин может обратиться в правоохранительные органы с тем, чтобы указанная транзакция была признана незаконной с точки зрения уголовного права.
Поскольку мошенники используют пин-код при снятии средств, банки не спешат возмещать потери. Если банк не находит доказательств того, что снятие — результат мошеннической операции, то в возмещении клиенту отказывает. Это решение можно оспорить в суде. А там будут смотреть на то, какие обстоятельства доказаны. Хотя средства на возмещение подобных потерь у банков есть.
Говорит начальник юридического управления ING Commercial Banking Игорь Смирнов: «В большинстве случаев средства на карточках и вообще мошенничество с карточками являются предметом страхования у банков. Вполне возможно, что банк возместит ущерб. Это надо смотреть, естественно, на конкретные обстоятельства дела. Но в большинстве случаев, по-моему, судебная практика на стороне клиентов банка».
Закон, который защищал бы держателей карт от незаконного списания средств, в России до сих пор не принят. Есть несколько простых правил, которые могут снизить вероятность мошенничества. Во-первых, подключить смс-уведомление. Во-вторых, не хранить все свои лишние деньги на расчетном счете карты. Обычно в банках есть возможность добавить, например, сберегательный счет. Карта не имеет к нему непосредственного доступа. Но в случае, если понадобится большая сумма, то ее можно оперативно перевести на расчетный счет карты. Все-таки лучше предотвратить потерю лишних денег, чем потом пытаться их вернуть.