Сергей Гуриев будет участвовать в заседаниях Сбербанка в режиме телеконференции, сообщил журналистам председатель правления банка Герман Греф. По его словам, Сбербанк провел переговоры с Гуриевым: «Согласовали, что он останется в наблюдательном совете. И, может быть, когда-нибудь в режиме явки».

Ключевая мысль Гуриева, которой он делится с журналистами, — не вернусь. Не конфликтовал с властью, не сделал ничего плохого, но боюсь и не вернусь. К сожалению, бывший ректор РЭШ под подпиской о неразглашении. И нельзя узнать, что же так напугало успешного экономиста, что он без предъявления обвинений уехал во Францию.

Российским силовикам пора бы прояснить ситуацию, потому что финансисты обеспокоены, заявил Business FM бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко: «Видимо, уже шла речь, что ему могли предъявить обвинения по какому-то уголовному делу. Можно только сказать, что силовики либо параноидальные секретчики, либо параноидальные трусы — они боятся внятно даже объяснить, в чем ситуация. Молчат, как партизаны, как воды в рот набрали. У них Гуриев — это знаковая фигура для российского гражданского общества, науки, либеральных экспертов, и могут копать как и под Ходорковского, Лебедева, под все это либеральное крыло. Арест Гуриева — то же самое примерно, что арест Ходорковского десять лет назад».

Но Гуриева не арестовали, наоборот, избрали в наблюдательный совет Сбербанка. Несмотря на самоотвод и нежелание возвращаться. Такой реверанс эксперты оценили, но его отъезд связывают с будущим ухудшением инвестклимата.

Не Гуриев, а поведение силовиков продолжает отталкивать бизнес от России, считает управляющий партнер инвестиционной компании «Третий Рим» Андрей Мовчан: «То, что Гуриев уезжает из России и говорит, что боится за свободу и безопасность, хотя ничего плохого не совершал, — это прямое следствие того, что в этой стране никто действительно не понимает, кого и за что могут посадить или выдворить из страны. Это никак не связано с реальным совершением преступлений. Есть Гуриев в стране или нет, на инвестиционный климат это влияет мало, ухудшает ситуацию ровно та причина, которая и вызвала отъезд Гуриева. Пока не будет никаких изменений, талантливые люди будут уезжать все больше, приезжать все меньше и инвесторы инвестировать будут все меньше и меньше».

Отъезд Гуриева и его риторика о страхе похожа на показательную акцию. Только его одиночный пикет из-за границы безопасней, чем выход к зданию СКР с листом ватмана в руках. И вместо требований, написанных маркером или краской, Гуриев высказывает их через цитирование в соцсетях. Якобы экономист на лекции год назад сказал: «В 2001 я задал вопрос президенту Путину: «Что с нами будет в 2010?». Он мне сказал: «Мы будем счастливы». Я тогда думал, что значит слово «счастливы», теперь я понимаю, что весь вопрос был в том, кто такие «мы».