Трубу для «Роснефти» может оплатить фонд Дальнего Востока
Средства фонда развития Дальнего Востока могут быть частично вложены в строительство отвода от нефтепровода ВСТО, необходимого «Роснефти» для увеличения поставок в Китай. Такая схема позволит завершить противостояние нефтяной компании с «Транснефтью»
Читать на полной версииЕще год назад Игорь Сечин обладал статусом фактически верховного арбитра в российском ТЭК. Без его согласия не могла пройти ни одна крупная сделка или начаться какой-то масштабный проект. Прошел год. И хотя Сечин своего влияния не растерял, все же его статус изменился, что несколько связывает ему руки.
В негласное противостояние между возглавляемой Сечиным государственной «Роснефтью» и госкомпанией «Транснефть» сегодня вмешался президент Владимир Путин. Он поручил Минэнерго разобраться с условиями финансирования строительства отводов от нефтепровода
«Восточная Сибирь – Тихий океан». Об этом сегодня заявил курирующий отрасль вице-премьер Аркадий Дворкович.
«Сейчас министерство вместе с компаниями работает над этим. Срок, как обычно, месяц, поручение было на прошлой неделе», — сказал он. Итогом работы должно стать решение о финансировании строительства данных отводов. Вице-премьер подчеркнул, что государство на этот проект не будет выделять бюджетные средства.
На вопрос, из каких тогда источников будет финансироваться строительство, Дворкович ответил: «Грубо говоря, это я сейчас импровизирую, фонд развития Дальнего Востока. Но это будут возвратные средства».
Сейчас уже ведутся работы по строительству отводов от ВСТО на Хабаровский НПЗ, принадлежащий компании Alliance oil и Комсомольский НПЗ «Роснефти». Кроме того, обсуждается расширение ВСТО и отвода от ВСТО Сквородино-Мохэ под дополнительные поставки нефти «Роснефти» в Китай.
Минэнерго ранее оценивало эти проекты в 47,2 млрд рублей. Вопрос о том, кто должен вложить эти средства, и стал камнем преткновения.
Дело в том, что в конце марта «Роснефть» подписала соглашение с китайской государственной нефтяной компании CNPC о дополнительных поставках нефти, помимо действующего контракта объемом 300 млн тонн. Новые условия предполагают, что уже в 2015 году «Роснефть» оправит в Китай дополнительные 5 млн тонн нефти, а в 2018 году — уже 15 млн тонн. На пике дополнительные поставки достигнут 31 млн тонн в год.
При этом «Роснефть» считает, что финансировать расширение нефтепроводов должна «Транснефть». А нефтепроводная монополия этой позиции не разделяет, поскольку будет несправедливо включать расходы по этому проекту в общий тариф, ведь другие нефтяные компании этими ответвлениями пользоваться не будут.
«Мы не можем безоглядно влезать в долги, чтобы удовлетворить «хотелки» «Роснефти». <…> Нельзя себя вести, как слон в посудной лавке. Если ты большой, то учитывай, что ты большой», — заявлял ранее глава «Транснефти» Николай Токарев. В качестве решения проблемы глава нефтепроводной монополии предложил ввести повышенный тариф для «Роснефти» и профинансировать проект на доходы от этого повышения.
Схожую идею выдвинуло и Минэнерго. Чиновники предложили финансировать проект за счет долгосрочного тарифа на транспортировку нефти «Роснефти» на период, необходимый для строительства объектов.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин отмечал, что в принципе согласен с такой схемой, но настаивает на рентабельных тарифах: «Нам уже понятно, что ответвление от ВСТО Сковородино-Мохэ потребует расширения. Тут мы будем обсуждать экономически целесообразный тариф, будем через этот тариф финансировать инвестиционную программу, направленную на расширение. Здесь у нас нет никаких разногласий».
Что касается строительства отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ, то, по словам Сечина, «Транснефть» оценила этот проект в 53 млрд рублей. «Есть цифры, которые мы обязательно обсудим с Николаем Петровичем Токаревым, найдем обязательно общий язык. Но мы некоторых цифр пока не можем понять. Например, за подключение Комсомольского НПЗ к системе магистральных нефтепроводов. <…> Мы будем разбираться с этими цифрами. Там какие-то коэффициенты применяются, которые никем не утверждены», — говорил Сечин.
Представитель «Транснефти» заявил, строительство магистральных нефтепроводов, используемых различными нефтяными компаниями, ведется за счет средств самой трубопроводной монополии. Однако если речь идет об индивидуальном строительстве, как, например, отвод на завод компании, то сооружение трубопровода идет за счет средств заказчика. «Если в правительстве считают возможным финансировать нефтяную компанию в фонде развития Дальнего Востока, мы не видим в этом ничего предосудительного», — резюмировал он.
Концепция фонда развития Дальнего Востока предполагала вложение его средств в проекты, способствующие созданию в регионе новых рабочих мест и повышению уровня жизни в регионе. Строительство трубопровода едва ли вписывается в эти критерии, констатирует главный экономист ИК «Открытие Капитал» Владимир Тихомиров. «В этом контексте предложение правительства смотрится, скорее, как попытка срочного безболезненного решения проблемного вопроса», — отмечает эксперт.
«Транснефть» является трубопроводной монополией, и единственным вариантом участия фонда в строительстве отвода, по сути, является, выдача фондом кредита. Но с равным успехом компания может привлечь средства и у госбанков, и у частных кредиторов, подчеркивает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Теоретически, правительство могло бы субсидировать «Транснефти» процентную ставку по потенциальному займу. Но эффективность такого механизма также не очевидна», — резюмирует эксперт.
Представители «Роснефти» и Минэнерго на вопросы BFM.ru не ответили.