Будущее железнодорожных вокзалов
Развитие и модернизация российских вокзалов – сколько на это нужно средств? Что должно получиться в итоге? И с какими вызовами сталкивается РЖД, которая этим занимается?
Читать на полной версииЧто такое современный железнодорожный вокзал? Это большой и красивый архитектурный комплекс, куда люди приходят не только для того, чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б».
Говорит начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов: «В Китае миллион квадратных метров вокзально-комплексных – просто город в городе. Крупные, довольно красивые объекты недвижимости, чаще всего, это небоскребы, где получаешь любую услугу, где живешь, работаешь и так далее. И офисы, и гостиницы, это и суперсовременные технологии, которые формируют безопасную среду»
Российские вокзалы обременены советским наследством. Прежде всего, это плохое состояние инфраструктуры. Многие здания нуждаются в ремонте – да сам подход к эксплуатации вокзальных комплексов надо кардинально менять.
С разгулом криминала на вокзалах, который начался еще в 90-е, справиться удалось. Пример – Москва: со столичных вокзалов и прилегающих территорий исчезли бомжи и разномастные ларьки, не видно бомбил-частников. Чтобы решить другие проблемы, была запущена масштабная программа модернизации российских вокзалов. Начали со столицы как с крупнейшего мегаполиса, а в качестве экспериментальной площадки был выбран Курский вокзал.
Сергей Абрамов: «Там было самое сложное положение как в области эксплуатации инфраструктуры. Высокие показатели по правонарушениям были, ну и в целом неприглядное было впечатление. Именно поэтому мы в свое время выбрали как пилотный проект. Навели элементарный порядок, и приступили к отработке различных типовых решений. Он таковым на сегодняшний день и остается. Мы отрабатываем различные технологии. Эксплуатационные, технологии, связанные с предоставлением коммерческих услуг. И уже сегодня мы готовим проект строительства современного нового вокзального комплекса на базе существующего вокзала. Поэтому он будет один из первых вокзальных комплексов, который будет построен заново»
Цель программы – превращение существующих вокзалов в современные многофункциональные комплексы, или ТПУ – транспортно-пересадочные узлы. Они призваны обеспечить не только удобный доступ к различным видам транспорта, в том числе городского, но и комфорт пассажиров. А это – доступ к различным товарам и услугам. Другими словами, здесь можно будет не только купить газеты в дорогу или, например, попить чаю в буфете, но и пообедать в ресторане, побродить по интернету, посмотреть фильм в кинотеатре, заняться шоппингом или же просто отдохнуть в гостиничном номере. Фактически, это тот самый «город в городе», где есть все.
Задача создания таких комплексов осложняется тем, что здания многих вокзалов имеют культурно-историческое значение. Так что это не просто реконструкция, но еще и реставрация, отмечает Сергей Абрамов:
«Мы стараемся найти архивы, мы стараемся подчеркнуть первозданный исторический облик. Но при этом это огромнейшие затраты, которые значительно выше затрат на обычную реконструкцию, или на строительство транспортных узлов с нуля. Конечно, без участия со стороны органов власти это сделать практически невозможно. Ну, как-то делаем. Москву, в частности мы реконструируем полностью за счет средств нашей компании, что очень сложно не только с точки зрения финансовой нагрузки, но и с точки зрения проведения элементарных реставрационных работ. Потому как количество проверяющих структур значительно, и они дотошны – ну, наверное, это и хорошо – в своей работе»
Особое внимание – системам безопасности вокзалов:
Сергей Абрамов: «Мы закупаем оборудование в рамках программы транспортной безопасности и в рамках инвестиционных программ РЖД. Т.е. специальное сканирующее устройство, портативные или стационарные рамки, и так далее. Большой перечень. Помимо этого существует отдельный проект корпоративные комплексные системы безопасности, которые позволяют интегрировать все технические решения в единый центр и по возможности предупреждать правонарушения. Проект доказал свою эффективность. Мы интегрированы в систему безопасности городские в различных регионах страны»
Чтобы реализовать такую масштабную программу, которая охватывает всю Россию, нужны большие деньги. Даже для такой крупной компании, как РЖД, это серьезная финансовая нагрузка. Поэтому без привлечения внешних инвестиций здесь не обойтись.
Сергей Абрамов: «В программе, которую мы утверждали, сейчас объем инвестиций больше 300 млрд рублей до 20-го года. Мы понимаем, что задача для компании очень сложная, но реальна. В этом году мы минимум 10 млрд рублей привлечем. И каждый следующий год мы будем значительно увеличивать объем инвестиций, привлекаемых в нашу инфраструктуру»
Инвестиции должны окупаться. Как это сделать, если речь идет о реконструкции железнодорожных вокзалов, то есть вложениях в инфраструктуру? Выход есть: надо сдавать в аренду вокзальные помещения и привокзальные территории. С одной стороны, это обеспечивает приток финансовых средств, а с другой – решает задачу предоставления пассажирам различных товаров и услуг.
Сейчас в коммерческом использовании находится не очень большой процент вокзальных площадей. РЖД будет его увеличивать.
Сергей Абрамов: «Первоначально это было не более 10 %. Сейчас мы выйдем процентов на 20, через год это будет около 35-40 процентов. А дальше в сторону уменьшения технологии увеличения коммерции. Но при этом я еще раз обращаю особое внимание все проекты, которые мы инициируем, их реализуем, они направлены в первую очередь на предоставление комфортной транспортной услуги»
Что может находиться на территории вокзального комплекса? Да все, что угодно. Например, два года назад в США «яблочная компания» открыла свой флагманский магазин Apple Store в здании вокзала. РЖД тоже старается привлечь на вокзалы арендаторов, которые ориентированы не только на пассажиров.
Сергей Абрамов: «Действительно, у нас на Казанском супермарект крупный, дискаунт центр, который предлагает спортивные товары. Действительно там со всей Москвы приезжают и покупают. Задача, которую мы поставили сетевым операторам: цены на их услуги должны быть не выше, чем соответствующие стоимость товаров и услуг в городе»
Инвестиции в модернизацию вокзалов важны не только для самой компании РЖД, но и для всей российской экономики, отмечает Сергей Абрамов:
«Это один из ключевых элементов транспортной инфраструктуры. Это целевая модель, которую мы также приняли как основу в реализации любого инфраструктурного проекта. Окупаемость такого рода проектов - минимум лет 10,максимум 15-20. Но формируя транспортный узел мы создаем точку социально-экономического развития. И если рассматривать влияние данного проекта на социально-экономическое развитие, то в комплексе, конечно, эффект от реализации такого рода проектов гораздо выше, чем непосредственно эффект от реализации строительства транспортного узла»
Как ожидается, основные работы по реконструкции московских вокзалов завершатся уже в этом году. А затем начнется модернизация петербургских и других крупных региональных вокзалов – с использованием наработок, полученных в российской столице.