Прошедшая полгода назад сделка по продаже ТНК-BP не только превратила BP в крупнейшего миноритария «Роснефти», но и полностью развязала руки британской компании для работы на российском рынке. До этого британский нефтяник был вынужден согласовывать все свои шаги с российскими партнерами по совместному предприятию, но теперь такие ограничения сняты.

BP рвется в бой. По данным информационных агентств, нефтяная компания подписала рамочное соглашение о закупках сжиженного природного газа (СПГ) у компании «Ямал СПГ». Эта фирма, в свою очередь, является проектной структурой, которая занимается строительством СПГ-завода на одноименном полуострове. Контрольный пакет «Ямал СПГ» принадлежит «Новатэку», которым управляет альянс Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона; миноритарий ямальского проекта — французская Total.

По предварительным данным, торговые дочки французской компании и зарубежное подразделение самого «Новатэка» также станут одними из покупателей газа у «Ямал СПГ». Источники отмечают, что рамочные соглашения уже заключены в отношении более чем 60% добываемого газа с проекта. Ранее глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявлял, что в высокой стадии готовности к подписанию находится 80% предполагаемого сбыта СПГ с проекта.

«Новатэку» в сущности все равно, кого из компаний привлекать в качестве партера, допускает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Российской компании нужны заемные средства для начала строительства завода и получить их без гарантий будущих контрактов сложно. Вероятно BP предложила лучшие условия по сравнению с другими претендентами, интересующимися СПГ-проектом», — считает эксперт.

Отметим, ранее руководство «Новатэка» заявляло о возможности привлечения в качестве партнеров для «Ямал СПГ» китайские или арабские компании.

Ситуацию осложняет то, что «Новатэк» не имеет права продавать газ зарубежным клиентам напрямую. Ограничение находится на правовом уровне и является следствием закона «Об экспорте газа», принятого еще в 2006 году. Согласно закону, правом транспортировки газа через границу в любом виде обладают только 100-процентные «дочки» «Газпрома». Из-за этого «Новатэк» еще в 2010 году подписал агентское соглашение с «Газпром экспортом», но «дочка» газового монополиста с тех пор так и не заключила, ни одного контракта. Из-за этого, по словам руководства «Новатэка», компания не может привлекать проектное финансирование под строительство завода.

Впрочем, уже в ближайшее время ситуация все-таки может сдвинуться с мертвой точки. Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий топливную отрасль, заявил, что изменения в законодательство могут быть внесены уже до конца этого года. По его словам, сигналом к этому может стать официальное заявление от «Новатэка» о достижении предварительных договоренностей с иностранными покупателями.

В пользу «Новатэка» невольно играет и «Роснефть», возглавляемая Игорем Сечиным. Госкомпания все активнее интересуется газовым бизнесом и ранее официально заявила о намерении занять 20% внутреннего российского рынка. Более того, в планы «Роснефти» также входит строительство собственного СПГ-завода на Дальнем Востоке для выхода на быстро развивающиеся азиатские рынки. Партнером российской компании по строительству завода будет американская ExxonMobil. В связи с этим Игорь Сечин ранее заявлял, что считает оправданной отмену монополии «Газпрома» на экспорт СПГ.