Сегодняшнее совещание в Воронеже может стать ключевым для российского бизнеса. Владимир Путин обсудит с предпринимателями амнистию для бизнесменов. Если сегодня удастся принять политическое решение, то документ поступит в Госдуму. При этом сама амнистия может быть объявлена зимой, к 20-летию российской конституции.

Главный вопрос — кого считать предпринимателем. Один из современных расхожих тезисов гласит — у нас все чиновники по-своему бизнесмены. В проекте амнистии предполагать освободить тех, кто осужден по экономическим статьям. А таковых в современной России бесчисленное множество.

Например, те, кто крали из бюджета или из госпрограммы. Или Евгения Васильева. Ей вменяется мошенничество в особо крупном размере. Или бывший председатель Высшей аттестационной комиссии Феликс Шамхалов — переехал из СИЗО в элитный поселок под Москвой под домашний арест. Там тоже статья — мошенничество.

При желании их всех можно косвенно посчитать предпринимателями и освободить по амнистии. Проблему признает бизнес-омбудсмен Борис Титов:

«Там много сидит по экономическим статьям людей, которые из казны тянули или превышали служебные полномочия будучи чиновниками. То есть много людей, которые к предпринимательству не имели отношения. Более того, иногда и наоборот — давили предпринимателей. С точки зрения как это сделать мы будем предлагать создать специальную комиссию, которая будет предлагать — кто предприниматель, кто нет».

По словам Титова, решать, кто предприниматель, а кто нет возможно будет специальная комиссия. Сразу вопрос, кто войдет в ее состав — сами бизнесмены или чиновники с силовиками тоже.

Другой острый момент — Ходорковский, Лебедев, Навальный. Они подпадают или не подпадают. Первых двух уже один раз отказывались посчитать предпринимателями. Такое решение выносил Мещанский суд. Есть версия, что дела с политическим оттенком вынесут за скобки, но сам по себе факт амнистии явление положительное, отмечат политолог Александр Морозов:

«Ситуация для бизнес-сообщества угрожающая и этот жест совершенно понятный. Он направлен на смягчение растущего и углубляющегося недоверия к политике властей. Значительная часть бизнеса решает для себя вопрос о том, оставаться ли вообще со своими капиталами в России, не уйти ли. Если оставаться, то с кем и как передоговариваться о том, чтобы тебя не преследовали и о том, чтобы не уничтожали активы».

Официально заявлено, что амнистия нужна, чтобы улучшить инвестиционный климат. Нужны энергичные люди. Пора вытаскивать экономику — в стране угроза рецессии.

А многие предприимчивые сидят в колониях. Вот только вопрос. Захочет ли освобожденный из тюрьмы предприниматель вновь заниматься делом. Или проще уйти в тень или уехать за границу, но чтобы впредь не рисковать: а вдруг государство передумает…