Глава правления Росбанка Владимир Голубков, отправленный сегодня под домашний арест, считает, что уголовное дело против него является коммерческим заказом. Друзья банкира назвали решение суда «небольшой победой» и рассказали BFM.ru о том, что совсем недавно Голубков пережил покушение.

Ходатайство следствия об избрании фигурантам громкого дела меры пресечения должно было слушаться еще накануне. Однако 16 мая заседания были отложены. В пятницу на заседании суда прокурор ходатайство следствия об аресте Голубкова поддержал.

Читайте также: Возбуждение дела против топ-менеджеров Росбанка могут признать незаконным

Следователь, не пожелавшая назвать своего имени, привела стандартный набор аргументов: о том, что, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться, уничтожить доказательства и повлиять на свидетелей, многие из которых являются сотрудниками Росбанка. При этом она заявила, что сделать все перечисленное банкир Голубков может, так как обладает «обширными связями с высокопоставленным лицами в госорганах».

В подкрепление озвученным аргументам следователь передала суду несколько рапортов оперативных сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБ и ПК). В одном из них говорилось, что Голубков, как занимающий в банке высокий пост, имеет службу собственной безопасности. Ее сотрудникам известны методы работы следственных органов, а потому они могут подсказать, как помешать расследованию. В другом документе сообщалось, что сразу же после задержания доверенный человек банкира снял с его расчетного счета более 17 млн долларов. Как говорит Голубков, они переведены на счета жены и пойдут на его защиту.

Кстати, лишь после этого сыщики наложили на счет арест.

Следователь отметила, что Голубков вину в коммерческом подкупе (ч.3 ст 204 УК) не признал и занял активную позицию защиты. Однако, несмотря на это, его вина подтверждается собранными по делу доказательствами.

Материалы дела

Согласно озвученным в суде материалам дела, по указанию Голубкова старший вице-президент Росбанка Тамара Поляницына с сентября 2012 года по апрель 2013 года получила и передала своему шефув общей сложности 1 млн 200 тысяч долларов США от бывшего депутата Мосгорсуды, члена партии «Единая Россия», бизнесмена и рок-музыканта Андрея Ковалева и его бывшей жены Татьяны.

Деньги Голубков якобы вымогал у Ковалева за продление и смягчение условий кредитного договора принадлежащей ему и его экс-супруге фирме «Авто Престиж 1». Всего банкир требовал за свою помощь 1,5 млн долларов. 15 мая при передаче одного из последних траншей в 5 млн рублей главу Росбанка задержали.

Рок-музыкант, единоросс, бывший депутат Мосгордумы, бизнесмен Андрей Ковалев, которого журнал Forbes в прошлом году в рейтинге «Короли недвижимости» поместил на 23-е место с ежегодным доходом в 55 млн долларов, Росбанку должен 67 млн долларов.

Старший вице-президент КБ «Росбанк» Тамара Поляницына. Фото: РИА Новости

В пятницу он объяснил Business FM, почему обратился в правоохранительные органы уже после того, как взятку в 1,5 млн долларов почти выплатил: «Поляницына приходила и говорила: не надо с Голубковым общаться, он мне поручил этим заниматься, вот со мной и говорите. В конце 2012 года она позвонила моей первой супруге, которая занимается бизнесом и поставила жесткое условие: Голубкову — 1,5 млн долларов. Скрепя зубами, мы согласились. Это не банку, а гражданину Голубкову в карман. Когда оставалось 300 тысяч долларов, были небольшие финансовые проблемы, попросил отсрочки. Начался такой прессинг, угрозы, и я принял, думаю, единственно правильное решение в этой ситуации — обратился в полицию».

Адвокат Голубкова Дмитрий Харитонов, которого в пятницу не было на заседании суда, сказал Business FM: «Ковалев путает две простые вещи: это его компания должна Росбанку на настоящий момент 67 млн долларов, и любой руководитель любого банка может потребовать в судебном порядке взыскания этой суммы. Росбанк продлил этот кредит, реструктурировал его для господина Ковалева. О каком вымогательстве господин Ковалев говорит?».

Голубков бежать не собирался

Присутствовавший в суде адвокат обвиняемого Тимофей Гриднев назвал доводы следователя о возможном давлении на ход дела «голословными утверждениями»: «Основания должны быть реальными и обоснованными. Практически все ходатайство следствия посвящено лишь событию преступления. Причинам же, почему Голубков должен быть изолирован, посвящен лишь один абзац, — возмутился он. — Нигде в законе не сказано, что обширные связи в обществе могут на что-то влиять, в том числе на меру пресечения».

Адвокат заверил, что его клиент не намерен бегать от следствия, тем более что его загранпаспорт был изъят и приобщен к материалам дела. Гриднев сообщил, что в служебном кабинете его клиента был проведен «широкомасштабный обыск». «Все доказательства уже добыты и зафиксированы в уголовном деле», — отметил адвокат.

«Мой подзащитный является примерным семьянином, на иждивении которого находятся 13-летний сын и мать–инвалид. Есть данные, что он страдает очень серьезным заболеваниями, — сказал Тимофей Гриднев, но не стал их называть. — В условиях СИЗО они будут только прогрессировать».

«Голубкову необходимо питаться по часам и трижды в день принимать лекарства. Он был выписан из больницы только в середине февраля», — поддержала своего коллегу адвокат банкира Елена Орешниква.

По ходатайству защиты к материалам дела были приобщены личное поручительство за бизнесмена политика Михаил Прохорова, президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна и заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Игоря Жука.

Миллионные залоги

В качестве альтернативной меры пресечения Тимофей Гриднев предлагал отпустить его клиента под залог в размере 45 млн рублей, Деньги за обвиняемого был готов внести банк «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова.

Сам Голубков готов был лично заплатить 50 млн рублей. «Это деньги моей семьи. Они были заработаны совершенно легально, с них заплачены налоги. Ни одной копейки не было получено в результате противоправных действий», — заявил он. Банкир подчеркнул, что его вина не доказана и, кроме того, он обвиняется в ненасильственном преступлении.

«Не только признание вины является установлением истины. Я уже говорил, что готов сотрудничать со следствием», — сказал банкир и попросил не заключать его под стражу. «Я верю, что вы, ваша честь, сможете услышать мои аргументы и принять правильное решение», — обратился он к судье Татьяне Васюченко.

Пробыв в совещательной комнате 40 минут, судья поместила Владимира Голубкова под домашний арест до 16 июля в его квартире в Филипповском переулке. По решению суда, банкир не сможет отправлять или получать почтовую корреспонденцию, в том числе с помощью Интернета, а также общаться со свидетелями и другими фигурантами дела.

Тимофей Гриднев остался доволен решением суда. «Это решение очень комфортное. Оно было принято с соблюдением всех норм закона и с учетом всех обстоятельств. Мы не будем обжаловать его», — прокомментировал он решение своего клиента.

Друг банкира Владимир Аксенов назвал обвиняемого «честнейшим человеком», и поделился мнением о том, что уголовное дело — «следствие коммерческих разборок» со стороны потерпевшего, который затеял шумиху для самопиара. «Раньше Ковалева никто не знал, а теперь его клип с Памелой Андерсон по всем каналам крутят», — заметил Аксенов.

«Сыроежкин» рассказал о покушении на друга-банкира

Другой близкий друг банкира — бизнесмен Юрий Торсуев, получивший известность в детстве, снявшись с братом-близнецом Владимиром в фильме «Приключения Электроника» в роли Сыроежкина, — рассказал BFM.ru, что в этом году Владимир Голубков стал жертвой покушения. «Я знаю Володю 40 лет, он мой одноклассник. В этом году у него в кабинете были обнаружены панели, насыщенные формальдегидами и стиролами. Эксперты установили, что они опасны для здоровья. Это было 2-2,5 месяца назад. Ему даже пришлось лечиться в Германии», — сообщил Торсуев.

Он заявил, что не верит в виновность друга и склоняется к тому, что уголовное преследование — «это коммерческий заказ». «Председатель правления не принимает участия в продлении кредитного договора. Это решение принимает кредитный комитет, состоящий из 13 человек», — отметил он.

Помощь следствию и больные родственники

Стоит отметить, что второго фигуранта дела — старшего вице-президента Росбанка Тамару Поляницыну — следствие с самого начала просило поместить под домашний арест.

В суде выяснилось, что 20-летняя дочь Поляницыной — инвалид детства, она страдает тяжелым психическим расстройством и недееспособна, 80-летний отец болен раком, а 76-летняя мать — сахарным диабетом. «Действительно, на моем иждивении находятся трое недееспособных взрослых людей. Так я живу уже долгие годы», — подтвердила обвиняемая.

С учетом состояния здоровья дочери обвиняемой, а также того, что Поляницына признала вину и «оказывает активную помощь в раскрытии преступления», следователь и просила о домашнем аресте для задержанной.

По решению суда, под домашним арестом Тамара Поляницына будет находиться в арендованном ею доме в деревне Палицы Одинцовского района Подмосковья. При этом судья отвергла просьбу защиты позволить ей навещать ее престарелых родителей в Москве. Поляницына сможет покидать свой дом не более, чем на три часа в сутки. Кроме того, ей запрещено использование любых средств связи. Однако суд разрешил ей вместе с дочерью ездить в медицинские учреждения по согласованию со следователем.

«Конечно, было лучше, если бы мою подзащитную поместили под подписку о невыезде, но и такое решение довольно гуманно», — сказал после окончания слушания адвокат обвиняемой Юрий Ельмашев. Он пока не знает, будет ли обжаловать судебный акт, он определится с этим после консультаций с клиенткой.

Адвокат рассказал BFM.ru, что Тамаре Поляницыной предложили заключить со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, которое позволит рассчитывать ей на более мягкое наказание. Однако у его клиентки пока не было времени обдумать это предложение. «Тамара Викторовна очень устала за эти дни», — сказал адвокат, подтвердив, что она полностью признала вину и рассказала о роли Владимира Голубкова.

Банкиры опасаются, что должники последуют примеру Ковалева

Между тем, глава Ассоциации банков «Россия» Анатолий Аксаков считает, что многие дефолтные заемщики по примеру Ковалева теперь начнут заявлять о давлении на них, чтобы избежать выплат по кредиту.