«Транснефть» не будет выполнять желания «Роснефти»
«Транснефть» не готова расширять ВСТО за свой счет, для того чтобы «Роснефть» могла увеличить экспорт в Китай. В качестве решения проблемы трубопроводная монополия предлагает ввести отдельный повышенный тариф для «Роснефти»
Читать на полной версииНа нефтяном рынке скандал: две крупных государственных компании не могут договориться об условиях сотрудничества. Яблоком, точнее «трубой раздора», стал вопрос о расширении отвода ВСТО в Китай. Нефтепроводная монополия «Транснефть» и государственная «Роснефть» никак не могут договориться о том, кто же этот отвод будет строить и на каких условиях.
Формально противостояние началось еще 22 марта. В тот день «Роснефть» и китайская CNPC подписали с соглашение «О принципах поставки сырой нефти в Китай». Согласно действующему до этого договору, российский нефтяник экспортирует в Китай 15 млн тонн нефти ежегодно. Всего до 2030 года в Китай будет отправлено 300 млн тонн нефти.
Новое соглашение предусматривает увеличение поставок нефти уже в этом году на дополнительные 800 тысяч тонн. В 2014 году в Поднебесную также дополнительно будет отправлено еще 2 млн тонн. Вот тут и возникает конфликт: кто и каким образом должен оплачивать строительство инфраструктуры для транспортировки этих объемов?
По оценкам Минэнерго, на первом этапе за год можно технически увеличить мощность отвода от ВСТО на 2-5 млн тонн в год. Расходы на это, по оценкам ведомства, составят 47,2 млрд рублей.
Схожие данные дает и «Транснефть». Представители монополии заявили, что ее трубопроводы в состоянии «переварить» без значительных инвестиций в расширение инфраструктуры дополнительные 2 млн тонн, но не больший объем. При этом, согласно соглашению между странами, уже в 2015 году поставки в Китай будут увеличены на 5 млн тонн, а в 2018 году — уже на 15 млн тонн. На пике дополнительные поставки достигнут 31 млн тонн в год. Для этого потребуется расширение нефтепроводов ВСТО и Сковородкино-Мохэ.
«Роснефть» не готова самостоятельно финансировать расширение нефтепроводов под дополнительные поставки нефти в Китай, заявил накануне глава компании Игорь Сечин. «Это не наша задача. Наша задача оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача «Транснефти» обеспечить прокачку и получить при этом рентабельность нормальную», — подчеркнул он.
Финансировать расширение отвода на Китай от ВСТО за счет собственных средств не готова и «Транснефть», подчеркнул сегодня президент компании Николай Токарев: «Мы не можем безоглядно влезать в долги, чтобы удовлетворить «хотелки» «Роснефти». <…> Нельзя себя вести, как слон в посудной лавке. Если ты большой, то учитывай, что ты большой».
По словам топ-менеджера, несправедливо закладывать расходы в общий тариф, так как нагрузка ляжет на всех нефтяников. В качестве решения проблемы Токарев предложил ввести повышенный тариф для «Роснефти», и профинансировать проект на доходы от этого повышения.
Схожее предложение ранее озвучило и Минэнерго.
По оценкам Токарева, общая сумма пожеланий «Роснефти» составляет более 300 млрд рублей. Представитель «Транснефти» уточнил, что помимо расширения ВСТО, в эту сумму входят проект строительства трубопровода до Комсомольского НПЗ «Роснефти» и участок проекта «Юг» от Новороссийска до Туапсе.
Представитель «Роснефти» от комментариев отказался.
Это уже ни первый спор между госкомпаниями. И предыдущий спор также был связан с вопросом увеличения экспорта в Китай. «Роснефть» сперва заявляла об интересе поставок нефти в Поднебесную через Казахстан, но «Транснефть» выступила против, поскольку такая схема принесла бы ей убытки. В качестве альтернативы нефтетранспортная компания предложила воспользоваться трубопроводом, идущим через Монголию. Этот вариант неприемлемым посчитала «Роснефть».