«Куда катится мир, если главу банка из топ-10 задерживают с поличным»
В российской банковской системе серьезный скандал. Едва ли не впервые топ-менеджеры — председатель правления и старший вице-президент — частного Росбанка задержаны по подозрению в получении взятки в 1,5 млн долларов
Читать на полной версииРосбанк фактически принадлежит французской группе Societe Generale. Задержание Владимира Голубкова и Тамары Поляницыной по подозрению в вымогательстве у коммерсанта 1,5 млн долларов вызвало бурную реакцию.
Осведомленный источник заявил «Прайму», что среди клиентов Росбанка нет компании «Люкс-Авто», руководитель которой и написал заявление на Владимира Голубкова.
Участников рынка удивляет и то, что МВД неожиданно оперативно обнародовало видеозапись задержания — Голубков не сопротивлялся, перед ним на столе были обнаружены пятитысячные купюры. Многие отмечают, что топ-менеджер высокого уровня вряд ли решает подобные дела лично.
На новость откликнулись известные российские финансисты. Бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин в своем микроблоге задает риторический вопрос: «Куда катится мир? Кажется, впервые в истории новой России известнейшего главу банка из топ-10 задерживают с поличным».
Глава Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков считает, что история с Росбанком — сигнал другим.
«Все-таки информация поступала такая с рынка не по Росбанку, а в целом о том, что в некоторых организациях особенно небольших и не топ-менеджеры, а те лица, которые работают в среднем звене, филиалах, офисах, иногда принимали неадекватное решение , не в интересах финансовой организации, так называемый откат», — заявил он.
Business FM обсудила ситуацию с начальником аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максимом Осадчим: «Я видел, в сообщении Bloomberg указано, что, возможно, таким образом господин Голубков хотел компенсировать снижение бонусов. Ну, откаты — это стандартная тема. Я думаю, что в Росбанке контроль немножко более жесткий, чем в госбанках и в чисто российских банках. Но наша национальная специфика такая, и ее уже ничем прикрыть нельзя».
Известны другие инциденты, когда россияне — высокопоставленные сотрудники иностранных банков — попадали в коррупционные скандалы.
Чем заканчивались эти истории, вспоминает председатель совета директоров компании «Арбат Капитал» Алексей Голубович: «В BRD был недавно такой скандал, если я не ошибаюсь, связанный со взятками. И можно вспомнить дело Bank of New York, но они все ничем особенным не заканчивались, до сих пор, по крайней мере, дело Bank of New York. И людей никогда ни к чему особенному там не приговаривали, потому что когда банк западный, он будет прилагать огромные усилия, юридические в том числе, наймет хороших адвокатов, и дело придется вести по закону, а не методами телефонных звонков судье. Поэтому, скорее всего, здесь имеет место быть коррупция на уровне банковского менеджмента».
Россия довольно часто фигурирует в скандалах, связанных с взяточничеством в особо крупных размерах.
В конце декабря 2012 года обвинения в покушении на коммерческий подкуп были предъявлены бывшему директору от России в Европейском банке реконструкции и развития Елене Котовой. По версии следствия, в 2009 году представитель РФ в ЕБРР потребовала от бывшего члена ОП, бизнесмена Сергея Черникова, владельца нефтедобывающей канадской компании CanBaikal Resources, перевести на счета одной из офшорных фирм 1 млн 425 тысяч долларов. За эту сумму она якобы обещала положительно решить вопрос о выделении ЕБРР структурам Черникова крупного кредита в размере 95 млн долларов США. Котова вину не признает.
В том же году немецкий автоконцерн Daimler обвиняли в том, что он для получения заказов давал взятки и дарил подарки российским чиновникам. Тогда же после обыска в московском офисе Hewlett-Packard появились заявления, что компания, якобы, давала откаты за поставки оборудования в Россию.
В том же году были осуждены менеджеры компании Siemens, их признали виновными в даче взяток представителям госструктур и предпринимателям в России и Нигерии.
Еще был скандал с IKEA. В 2011-м бывшего топ-менеджера московского подразделения компании и двух его коллег обвинили в вымогательстве у российского бизнесмена 6,5 млн рублей. Деньги должны были ускорить заключение договора аренды в торговом комплексе «Мега».