Правительство может увеличить дивиденды госкомпаний
Кабинет министров, по данным Bloomberg, рассматривает возможность повышения доли прибыли, направляемой госкомпаниями на дивиденды, с нынешних 25%, до 35%. Цель этого шага — найти новые источники дохода для бюджета
Читать на полной версииВ отсутствие принципиально новых источников дохода для бюджета, российское правительство, похоже, идет на «второй круг». По данным Bloomberg, кабинет министров может обязать государственные компании повысить дивиденды до 35% от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Источники агентства уточняют, что этот вопрос будет рассмотрен на следующей неделе в ходе встречи президента Владимира Путина и профильных чиновников.
В ответ акции крупнейших госкомпаний — «Газпрома» и «Роснефти» подорожали на 1% и 1,5% соответственно. Индекс ММВБ закрыл торги ростом лишь на 0,2%.
Сейчас минимальная планка дивидендных выплат для госкомпаний составляет 25% прибыли без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений. Такой уровень был определен в ноябре прошлого года. Главная цель «стандартизации дивидендных политик» — повышение доходов бюджета. При этом вице-премьер Аркадий Дворкович отмечал, что из этого правила могут быть исключения — например, при осуществлении крупных инвестиционных проектов дивиденды компаний могут снижаться по решению правительства вплоть до нуля.
Правительство также не уточняло, по каким бухгалтерским стандартам — российским или международным — должна быть рассчитана прибыль. Между тем, как поясняли тогда агентству «Прайм» в Минэкономразвития, если госкомпания использует только бухгалтерскую отчетность по РСБУ, то и дивиденды будут рассчитываться по этой отчетности. Однако если компания уже ввела правила МСФО, то и рассчитывать дивиденды она будет по этим правилам.
Впрочем, как показывает практика, из этого правила есть исключения. Например, «Газпром»: крупнейшая компания страны, несмотря на наличие отчетности по МСФО, продолжает платить дивиденды исходя из данных по РСБУ. Для сравнения, если прибыль газового гиганта по РСБУ в 2012 году составила 556,3 млрд рублей, то по МСФО этот показатель — 1,18 трлн рублей. Окончательное решение по дивидендам совета директоров «Газпрома» примерно 21 мая. Менеджмент, как обычно, подготовил предложения, исходя из 25% от чистой прибыли по российским стандартам (РСБУ).
Сейчас на том, чтобы привязать дивиденды к чистой прибыли именно по международным, а не российским стандартам отчетности, настаивает Минфин, отмечают источники Bloomberg.
Источник Business FM в правительстве пояснил, что инициатива по увеличению доли прибыли, направляемой на дивиденды, вскользь упоминалась на недавнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, но развития пока не получила.
Правительство и сейчас заинтересовано в увеличение дивидендных выплат в первую очередь для укрепления бюджета, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Исходя из нынешнего бюджетного правила, большая часть «нефтяных доходов» идет в резервный фонд, а доходы «не нефтяные» — на оплату текущих расходов. «Не нефтяные» поступления растут медленно, и увеличение дивидендов позволило бы отчасти это компенсировать», — поясняет эксперт.
Что касается публичных компаний, увеличение дивидендов едва ли привело бы к к существенному роста спроса на их акции всех, считает стратег ИК «Уралсиб Кэпитал» Вячеслав Смольянинов. Уже сейчас дивидендная доходность российских бумаг достаточно высока. Например, если средняя доходность по акциям, входящим в базу индекса ММВБ, составляет 4,3%, то у компаний из индекса S&P500 — лишь 2%. Чуть выше, но все равно ниже чем у российских компаний, доходность у эмитентов с других развивающихся рынков. Соответствующий показатель по акциям, включенным в базу индекса MSCI Emergence markets — 2,7%.
«Дивидендные выплаты важный, но далеко не единственный критерий, на который ориентируются инвесторы. Куда более позитивным в долгсрочном плане было бы уменьшение государственного влияния на экономику в целом и отдельные компании в частности, и определение долгосрочных правил работы максимально широкого круга секторов, а особенно электроэнергетики и так называемых естественных монополий — они составляют весьма существенную часть рынка», — считает эксперт.