Сокращение бюджетов ухудшает здоровье общества
Чем опасно свертывание расходов и как снизить смертность от «экономических» эпидемий? Свои выкладки представляют в новой книге ученые Оксфордского и Стэнфордского университета
Читать на полной версииГосударственные программы экономии в странах Европы и Северной Америки отрицательно сказываются на здоровье населения. С сокращением бюджетов растет число самоубийств, депрессий и инфекционных заболеваний. Такие выводы сделали на материале многолетних исследований профессор политэкономии Оксфордского университет Дэвид Стаклер и старший преподаватель медицины, эпидемиолог Санджай Басу из Стэнфордского университета.
На этой неделе выходит их новая книга The Body Economic: Why Austerity Kills [смысл заглавия можно передать так: «Экономическая анатомия: почему свертывание расходов убивает»]. Выкладки авторов свидетельствуют, что сокращение бюджетов резко отрицательно сказывается на общественном здоровье.
В книге исследователи приводят данные, что в период так называемой «Великой рецессии» последних лет и проводившихся правительствами разных стран программ свертывания бюджетов было зарегистрировано до миллиона случаев депрессии и более 10 тысяч самоубийств.
В Греции на фоне сокращения программ профилактики СПИДа с 2011 года отмечался рост числа ВИЧ-инфицированных на 200%. Это связано, в частности, с распространением наркомании в условиях рекордной 50-процентной безработицы среди молодежи, пересказывает выкладки ученых Reuters.
Кроме того, после свертывания финансирования противомоскитных средств в Греции впервые за многие десятилетия была зарегистрирована вспышка малярии.
В последние годы пять миллионов американцев лишились доступа к медстрахованию, утверждают авторы книги. В Великобритании около 10 тысяч семей из-за правительственных программ свертывания расходов остались без жилья.
«Политики должны учитывать серьезные — а в некоторых случаях радикальные — последствия их экономических решений для здравоохранения», — цитирует Reuters Дэвида Стаклера.
«Прямой вред, который мы обнаружили, — это вспышки малярии и ВИЧ-инфекции, нехватка важнейших препаратов, ограничение доступа к медстрахованию, эпидемия алкоголизма, депрессии и суициды. Экономия разрушительна», — говорит автор.
Но Стаклер и Басу считают, что отрицательные последствия не являются неизбежными, даже в самых тяжелых экономических условиях.
Анализируя данные за период Великой депрессии 1930-х годов и опыт посткоммунистической России, а также некоторые примеры последнего спада, авторы книги заявляют, что финансовые кризисы не обязательно переходят в эпидемии. При правильных действиях правительства этого не происходит.
Reuters приводит пример: активные программы на рынке труда в Швеции способствовали сокращению числа самоубийств во время экономического спада и роста безработицы. В соседних государствах, где таких мер не предпринималось, число самоубийств существенно возрастало.
Эксперты подсчитали, что во времена «Нового курса» Рузвельта в 1930-е в США на каждые дополнительные 100 долларов средств, выделяемых в рамках программ госфинансирования, отмечалось заметное снижение показателей смертности: минус 20 смертей на 1000 рождений, минус четыре самоубийства и минус 18 летальных исходов пневмонии на 100 тысяч населения.
«В конечном итоге мы демонстрируем, что ущерб для здравоохранения не является неизбежным следствием рецессий. Это политический выбор», — отмечает в заявлении Басу.
Политики сомневаются
Примечательно, что выход книги об опасности бюджетной экономии приходится как раз в период, когда политические круги, по всей видимости, начинают задумываться в целесообразности избранного курса.
Население с самого начала не верило политикам и выступало против урезания расходов. Протесты в Греции, Испании и Италии продолжаются уже не первый месяц. Но только недавно сомнение в правильности курса стали выражать власти. Концепция жесткой экономии впервые подверглась критике и со стороны политиков, резюмирует Euronews.
Премьер-министр нового итальянского кабинета Энрико Летта требует положить конец мерам жесткой экономии. Озабочен растущей безработицей в своей стране и президент Франции Франсуа Олланд. Он также выступает против политики затягивания поясов, отмечает телеканал.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, который раньше горячо ратовал за меры строгой экономии, отметил, что эта стратегия исчерпала лимит политической и общественной поддержки и достигла допустимого предела, передает Euronews.
«Темпы бюджетной консолидации должны учитывать специфику экономической ситуации в каждой стране. Сейчас они в Европе замедляются», — считает комиссар ЕС по вопросом экономики Олли Рен.