КС РФ: избиратели вправе напрямую обжаловать итоги выборов
Конституционный суд не согласился с остальными судами в том, что реализация права граждан избирать в органы власти заканчивается в момент голосования
Читать на полной версииКонституционный Суд (КС) РФ подтвердил право избирателей обжаловать результаты выборов в судебном порядке. Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм, касающихся избирательных прав граждан, опубликовано на сайте КС. Рассмотрение дела состоялось 14 марта 2013 года. Поводом к рассмотрению послужили жалобы уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, воронежского областного отделения партии «Справедливая Россия», а также ряда граждан из Санкт-Петербурга и Воронежской области.
Заявители, а также автор обращения к Лукину, в различном качестве принимали участие в выборах, состоявшихся 4 декабря 2011 года, в том числе и в Государственную Думу. Они обжаловали официальные результаты голосования в суде, но их заявления не были приняты к рассмотрению. По мнению судов первой и второй инстанции, которое излагает КС, реализация права граждан избирать в органы государственной власти заканчивается в момент голосования. Возможные же нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов, затрагивают только связанные с распределением мандатов интересы кандидатов или партий в лице их руководящих органов. Соответственно, лишь они, как считают в судах, являются надлежащими заявителями, способными обжаловать официальные результаты голосования.
Позиция заявителей заключается в том, что оспариваемые нормы ограничивают их избирательные права и право на судебную защиту. Обратившиеся в КС граждане отмечают, что трактовка закона судами общей юрисдикции фактически лишает избирателей возможности защитить поданные ими голоса от фальсификаций, говорится в сообщении. Уполномоченный по правам человека в РФ полагает, что подобная ситуация препятствует свободному волеизъявлению граждан. Представители регионального отделения «Справедливой России» высказали мнение, что оспариваемые положения лишают непосредственных участников избирательного процесса возможности добиться незамедлительной судебной защиты своих прав, а также избирательных прав других участников выборов.
КС изложил свою позицию следующим образом. «Акт голосования не сводится лишь только к реализации частных политических интересов — он также служит осуществлению принципов народовластия», — провозгласил КС. Соответственно, говорится в сообщении, избиратель вправе рассчитывать на то, что его голос будет должным образом учтен при определении результатов выборов.
«Равно и общественный интерес состоит в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов власти. Конституционное значение активного избирательного права не исчерпывается одним лишь обеспечением свободного участия в голосовании. Оно также сохраняет силу при подсчете голосов и подведении итогов выборов», — подчеркивает КС. Иной подход, считают в суде, ставил бы под вопрос конституционную ценность не только избирательных прав, но и самих институтов представительной демократии. Принцип тайного голосования, по мнению суда, не может сам по себе служить препятствием для ограничения сферы охраняемых законом интересов избирателей.
Нарушения требований избирательного законодательства, допущенные после завершения голосования, в том числе при подсчете голосов, влекут за собой искажение итогов выборов, чем ставят под сомнение легитимность органов власти и принципы народовластия. Следовательно, делают вывод в КС, подобные нарушения затрагивают конституционный интерес каждого избирателя, независимо от его конкретного волеизъявления.
Оспариваемые нормы не содержат прямых ограничений или запретов в отношении судебного обжалования итогов выборов, подчеркивает суд. Они также не препятствуют избирателю обжаловать в судебном порядке итоги голосования, говорится в сообщении. Эти нормы допускают и возможность судебной защиты наблюдателями своих прав, связанных с контролем за выборами. Они не ограничивают возможность региональных отделений партий обращаться в суд в защиту своих интересов (при участии в выборах) или в защиту интересов партии (если это предусмотрено в ее уставе).
Ни оспариваемые, ни иные нормы действующего законодательства не устанавливают четко, какие именно решения избирательных комиссий, связанные с подведением итогов выборов, могут обжаловать избиратели и другие субъекты. На практике это привело к тому, что, по формальным основаниям, за избирателями не признается право на контроль за правильным подсчетом голосов, а суды не принимают такие заявления к рассмотрению, констатируют в суде. «Конституционный Суд сделал вывод о том, что оспариваемые нормы — в силу неопределенности нормативного содержания — рассматриваются в правоприменительной практике как не допускающие возможность для избирателей обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, связанные с подсчетом голосов и установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором проголосовали обратившиеся в суд избиратели. И в этой части оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации», — говорится в сообщении.
По мнению КС, федеральному законодателю надлежит уточнить условия обжалования действий избирательных комиссий по подсчету голосов и подведению итогов выборов. Пока надлежащие изменения не будет внесены в законы, суды общей юрисдикции не вправе, предупреждают в КС, не принимать к рассмотрению заявления избирателей в защиту избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и определении итогов голосования.