Что изменится в отношениях Венесуэлы и России
В Венесуэле готовится инаугурация Николаса Мадуро. На церемонию собирается глава Ирана Махмуд Ахмадинежад. Едет и российская делегация во главе с Сергеем Нарышкиным. Почему у России есть повод беспокоиться по поводу преемника Чавеса?
Читать на полной версии Российские нефтяные проекты и военные контракты под угрозой. В Венесуэле далеко не все довольны тем, какой курс Чавес избрал в отношениях с Россией. А преемнику Чавеса придется идти оппозиции навстречу — слишком уж незначителен был перевес при голосовании.
К тому же Мадуро пообещал за год повысить зарплаты почти вдвое. Деньги брать неоткуда, экономику придется перестраивать.
За счет чего? Дает ответ вице-президент делового совета Россия - Венесуэла, президент проектной компании «Энергопром» Владимир Семаго: «Мадуро вынужден будет менять курс. Поскольку ресурсов у Венесуэлы не так много, кроме нефтяных и газовых, то значит и их использование должно идти совсем по другому пути, нежели чем тот, который был избран во взаимоотношениях России и Венесуэлы. С Россией они в конечном итоге превратились в банальное подкармливание Венесуэлы деньгами, поставки оружия и мифические сделки по нефти, потому что консорциум, который создали российско-венесуэльские компании, вряд ли можно назвать экономической моделью. Это политическая структура. Вряд ли можно говорить, что они серьезную, реальную прибыль для бюджета страны могут привнести».
Помимо того, что Венесуэла, благодаря Игорю Сечину, — большой нефтяной товарищ России, она еще и на втором месте после Индии по закупкам российского вооружения.
Здесь ситуация могла бы сложиться совсем плохо, рассказывает главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием ЦАМТО Игорь Коротченко: «В перспективе объем выполняемых контрактов может составить около 2 млрд долларов. Ранее Россия поставила в Каракас вооружения на сумму свыше 3 млрд долларов. Но важно отметить, что все эти поставки осуществляются по кредитной схеме, т.е. в счет российских кредитов. И в этом плане, если бы победил представитель оппозиции, то для России это могло кончиться очень печально».
Но от Мадуро вполне можно ждать коррекции курса, считает профессор кафедры дипломатии МГИМО, специалист по Латинский Америке Николай Леонов: «Мадуро надо быть поумереннее, чем был Чавес. У Чавеса была харизма, достаточно жесткое противостояние с США. Мадуро может сделать корректировку, которая уменьшает скрежет в отношениях между США и Венесуэлой. О полном разрыве с Россией говорить даже неприлично, такое количество вооружения, например, которое было закуплено и поставляется, рисковать тем, чтобы обнулить ценность всего, вдруг перестроиться сразу на другие рынки. Я уже не говорю, что это было неразумно экономически, но это опасно и политически, потому что США могут в любой момент и прервать поставки, и устроить любого сорта блокаду».
СМИ оценивают общий объем российских инвестиций в Венесуэлу в 40 млрд долларов.