Вацлав Клаус: «Не вижу реальных причин для конфликта между ЕС и Россией»
На форуме «Россия 2013», который проводит в Москве Сбербанк и его инвестподразделение «Сбербанк КИБ», на вопросы Business FM ответил Вацлав Клаус, второй президент Чехии
Читать на полной версииЭкс-президент Чехии Вацлав Клаус не считает, что отношения России и Евросоюза испортились. Об этом он заявил в интервью Business FM в кулуарах форума «Россия 2013».
Вацлав Клаус родился в 1941 году. С марта 2003 года по 7 марта этого года — президент Чехии, основатель и бывший лидер Гражданской демократической партии. В 1992-1997 годах был премьер-министром Чехии, а с 1989 по 1992 год — министром финансов в правительстве «народного единства» Чехословакии. Напомним, 5 марта 2013 года Сенат Чехии объявил импичмент Вацлаву Клаусу, обвинив его в государственной измене за провозглашение им амнистии. Конституционный суд должен решить, действительно ли Клаус нарушил главный закон страны. Вацлав Клаус известен как евроскептик, выступал за сближение с Россией.
— Многие говорят, что отношения России и Евросоюза в настоящее время ухудшились. Какова Ваша оценка?
— Я не эксперт в вопросах отношений ЕС и России. Но пока я летел в самолёте прошлой ночью, я читал газетный материал, в котором говорилось, что Ганноверское мероприятие, на котором встретились Ангела Меркель и Владимир Путин, носило дружественный характер. Я не увидел какого-то охлаждения. Я думаю, что история не идёт в этом направлении, а просто СМИ нужно же о чём-то писать. Я не вижу реальных проблем.
— То есть это, скорее, взгляд СМИ на взаимоотношения политических деятелей, нежели их реальные взаимоотношения?
— Я не сидел рядом с Меркель и Путиным, поэтому не хочу говорить от их имени. Но как бы то ни было, я могу представить, что могут возникать незначительные разногласия, но я не вижу реальных причин для конфликта между ЕС и Россией в обозримом будущем.
— Вы говорите, что стабильность — это первое, что Европа ожидает от России. И второе: Евросоюз ожидает модернизации политической системы. Но разница политических статусов России и европейских государств, имеет ли она негативное влияние на настроения инвесторов или инвесторы больше полагаются на какие-то иные факторы?
— Я не инвестор, я политик. Но будучи инвестором, я бы, конечно, придавал большее значение стабильности стран, чем моему персональному предпочтению одной политической системы перед другой.
— И о газовой встрече. Что Вы думаете об энергетической гонке?
— Для меня не очень интересная эта проблема. Вот действительно чему стоит уделять внимание и что мне интересно — это радикальный прорыв в нефтегазовых разработках. Это может в корне изменить соотношение сил во всём мире и привести к коллапсу на мировом рынке нефти и газа. Это может породить зависимость Европы от российских поставок газа. И хотя это вряд ли произойдёт в ближайшие месяцы, это перспектива ближайших лет.