Обвинительный приговор Навальному погубит российский капитализм
После дела Навального в суд можно вести всех владельцев магазинов. Основной экономический принцип «купить дешевле — продать дороже» следователями превращается в преступление. Чем закончится российский капитализм, если блогера признают виновным
Читать на полной версииТридцать два года назад, весной 1981 года, будущий бизнесмен Березовский провел 10 суток в КПЗ за перепродажу постельного белья. Его ждала советская «двушечка» по 154-й статье, «Спекуляция».
Весной 2013-го в Кировском суде слушают дело Навального «о перепродаже леса», и блогера ждут десять лет лишения свободы. Купил-продал — в тюрьму, как новая экономическая формула. Суверенный капитализм. Что-то большее, чем просто хищение у самого себя или безвозмездное дарение по рекомендованной цене. Следствие поставило под сомнение основы рыночных отношений, написал Кудрин. И предсказал, как испортится экономический климат, если Навального признают виновным. Продолжает вице-президент РСПП Игорь Юргенс: «Если довести дело до такого абсурда, то между производителем одежды и мною, покупателем, не должно быть магазина, а магазин — это преступник. Потому что у него возникает небольшая маржа, или своя торговая прибыль, или большая».
Следственные органы демонстрируют принцип: был бы бизнесмен, а статья найдется. Вот на опального Ахмеда Билалова завели уголовное дело за расходы в командировках. Формально следователи правы, но траты топ-менеджмента — вещь субъективная, отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Фокин и партнеры» Владимир Фокин: «Вот эти вот механизмы, законно он там потратил, незаконно, они весьма субъективны. Зависит от усмотрения судьи, некоторые составы судей смотрят достаточно лояльно, ну, например, поездка на выставку, вот как ее оценить? А еще бывает поездка на выставку, сопряженная с отдыхом, три дня на выставке походил, и потом три дня живот погрел на пляже. Минимальные доказательства присутствия на выставке есть? Есть. Соответственно, это нормально воспринимается».
А если новые экономические принципы приживутся на местах: где-нибудь в глубинке, где ни Акунина, ни Прохорова? И Кудрина нет, чтобы вступиться. Как доказать, что купить дешевле, а продать дороже — это не преступление, а бизнес? Весной 81-го дело Бориса Березовского «О спекуляции» было закрыто до суда. Поэт Орлуша как-то тонко подметил: «Наш рынок перемены не спасут, коль цены назначает Мосгорсуд».