Проблема интернет-мошенничества остается актуальной для России. На сайты, содержащие вредоносный контент, в среднем приходится более 10 млн посещений в сутки. На опасные ресурсы попадает 21% месячной и около 2% суточной аудитории Рунета, рассказал на РИФ+КИБ 2013 руководитель группы антивирусных проектов «Яндекса» Александр Сидоров.

Согласно озвученным данным, пользователи отдают мошенникам несколько десятков миллионов рублей в сутки.

В последнее время пользователи Интернета все чаще сталкиваются с объявлениями, в которых их просят ввести номер мобильного и код активации из SMS. Чтобы выманить у человека номер, злоумышленники используют самые разные объявления: «Вы выиграли приз», «Ваш аккаунт заблокирован», «Безопасность под угрозой» и т.п. Такие сообщения часто размещают на страницах, которые выглядят как популярные ресурсы: «Яндекс», «Одноклассники», «ВКонтакте» и прочие. Если пользователь вводит номер мобильного телефона и код подтверждения, он, не сознавая того, подключает платную SMS-подписку, за которую с его счета каждый день списывают деньги.

Глава ИАА TelecomDaily Денис Кусков считает, что в этой ситуации пользователь должен предпринимать решительные действия для защиты своих средств. «Мошенничества с SMS — распространенная проблема. В этом случае идеология операторов проста: мы не делаем ничего плохого. Конечно, вредоносный контент распространяют не они, а мошенники. При этом вопрос о том, что все платные подписки должны вводиться исключительно с согласия абонента, остается открытым», — рассказал Кусков.

Пользователи часто не замечают, как со счета пропадает 100 или 200 рублей, но даже если обнаруживают пропажу, предпочитают ничего с этим не делать. «Редко кто начнет разбираться из-за небольшой суммы. Однако контролировать свой баланс, обращаться с жалобами в случае пропажи денег — необходимо. Так же, как необходимо использовать антивирус, если у вас смартфон, это такой же компьютер, и он так же уязвим. Тем более что вслед за небольшой пропажей может последовать более крупная», — подытожил эксперт.

«Яндекс», как и другие участники рынка, пытается ограничить доступ к вредоносным сайтам, рассказал Александр Сидоров. Поисковик находит такие ресурсы, ограничивает число их показов в выдаче, отправляет списки партнерам и рассказывает пользователям об опасности. В следующей версии «Яндекс.Браузера» предупреждение о мошеннических сайтах будет появляться на специальной плашке вверху окна, пообещал представитель компании.

Однако мошенники изобретательны — даже если человека не удалось заманить обещанием подарка, обмануть или запугать, остается возможность «перехватить» пользователя при переходе на другой сайт, заставить случайно кликнуть по внезапно всплывшему окну и т.п.

Как отмечают эксперты, в список «неблагонадежных» ресурсов периодически попадают сайты с обычным контентом. В «Яндексе» объясняют, что это, как правило, связано с тем, что на ресурсе содержатся партнерские ссылки или баннеры с вредоносным содержанием. «Эта проблема решается администратором или владельцем ресурса: с помощью инструмента для веб-мастеров можно проверить, в чем причина и удалить опасную ссылку, баннер или другой опасный контент. После этого, для ускорения процесса, можно отправить запрос на перепроверку сайта в «Яндекс» посредством того же инструмента, и, если все в порядке, в течение часа сайт будет свободен от плашки «опасный», рассказали BFM.ru в компании.

В марте Google, Group-IB, Mail.Ru Group, «ВКонтакте», «Доктор Веб», «Лаборатория Касперского» и «Яндекс» опубликовали совместное заявление о противодействии мошенникам в Интернете. В нем компании описали основные способы обмана пользователей и призвали всех участников рынка подключиться к борьбе с этой проблемой. «Совместные усилия крупнейших участников рынка позволяют противостоять действиям мошенников, но в Интернете, как и в обычной жизни, никто не может гарантировать полной безопасности», говорилось в документе.

Эксперты согласны, что силами одной лишь интернет-отрасли с проблемой мошенничества не справиться — действовать должны все «звенья цепи». Операторы должны ужесточить контроль за работой контент-провайдеров, регистраторы — расторгать договоры с мошенниками и следить за массовой регистрацией доменов со случайными именами, хостеры — оперативно реагировать на жалобы, а пользователи — сообщать о мошенничествах в правоохранительные органы. Кроме того, игроки рынка должны продолжать вести просветительскую работу, тем более что в Интернет выходит все больше юных пользователей или наоборот — зрелых, но пока неопытных. Именно на них чаще всего наживаются мошенники.