Минфин намерен урезать финансирование строительства ледоколов
Ведомство хочет переложить ответственность за финансирование с госбюджета на иные источники
Читать на полной версииПравительство РФ до сих пор не согласовало параметры финансирования строительства двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК-60), заказанных ФГУП «Атомфлот» (входит в ГК «Росатом»). Причина задержки в том, что Минфин не может договориться с Минэкономики и «Росатомом» о структуре финансирования ледоколов. Об этом сообщают источники газеты «Коммерсантъ», знакомые с ситуацией.
Конкурс на строительство судов был объявлен еще в январе и его итоги планировалось подвести к концу февраля. В последнем извещении на сайте госзакупок говорится, что победитель конкурса должен быть определен 3 июня. Начальная цена первого ледокола определена в 42 млрд рублей, второго — 44,1 млрд рублей.
В Минфине считают, что государственный бюджет должен дать только 38,9% от стоимости первого ледокола, то есть 16,3 млрд рублей. Эту точку зрения изложил замминистра финансов Андрей Иванов в письме от 26 марта (его копия попала в распоряжение газеты), направленному заместителю гендиректора «Росатома» Татьяне Ельфимовой. Иванов предлагает внести изменения в проект постановления правительства, которое определяет бюджетные инвестиции в строительство ледоколов.
В 2016-2019 годах финансирование строительства, согласно письму Иванова, должно быть обеспечено «исключительно за счет внебюджетных источников в объеме 25,6 млрд рублей». По второму ледоколу чиновник предлагает ограничить бюджетное финансирование до 2016 года до 30% от стоимости (то есть 13,2 млрд рублей). В 2016-2020 годах Минфин тоже надеется на внебюджетные источники, которые предоставят 30,8 млрд рублей. В итоге, согласно предложению министерства, общий объем бюджетного финансирования двух ледоколов составит 29,5 млрд рублей, а внебюджетного — 56,5 млрд рублей. Минфин не готов на другие варианты, подчеркивает издание.
Минэкономики в ноябре 2012 года согласовало проект постановления, по которому бюджет должен был оплатить ледоколы полностью, знают источники газеты в правительстве. Вчера в Минэкономики изданию заявили, что его позиция «остается прежней». В «Росатоме», по данным источников газеты, также ожидали, что строительство ледоколов будет финансироваться из бюджета. «На тему внебюджетного финансирования Минфин проводил консультации, но позиции по этому вопросу не сошлись», — признают собеседники издания. «Росатому» не нравится вариант, при котором «под внебюджетным финансированием рассматриваются средства самой госкорпорации», у которой «и так достаточно инвестиционных проектов», подчеркивает один из источников. В качестве компромисса можно рассмотреть кредит со стороны госбанков, предлагает другой собеседник газеты, знакомый с позицией госкорпорации. Другой источник добавляет, что средства могли бы дать грузоотправители, которым нужны ледоколы для проводки судов по Северному морскому пути. Стороны получат возможность достигнуть компромисса на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина, которое состоится 23 апреля.
Привлечение внебюджетного финансирования неизбежно приведет к резкому удорожанию фрахта атомных ледоколов, сообщила газете Надежда Малышева из PortNews. По ее данным, уже сейчас фрахт ледокола втрое дороже, чем грузового судна — он обходится приблизительно в 100 тысяч долларов в день. Если цена вырастет, отмечает Малышева, использование атомных ледоколов вообще станет нерентабельным и грузоотправителям будет выгоднее пользоваться дизель-электрическими ледоколами. И участники рынка, и эксперты уже начинают говорить о том, что без атомных ледоколов можно обойтись, констатирует издание.
Ледоколы класса ЛК-60 будут самыми большими и наиболее мощными из всех построенных. Они призваны обеспечить круглогодичную навигацию судов на Северном морском пути.
Российский атомный ледокольный флот стремительно стареет, и к 2016 году он будет практически недееспособен. Об этом в сентябре 2011 года заявил вице-президент РАН Николай Лаверов на Международном Арктическом форуме в Архангельске. По его словам, Россия срочно должна приступить к строительству атомных ледоколов нового поколения. Занимавший в то время пост министра транспорта России Игорь Левитин сообщил собравшимся на форуме ученым и политикам из стран арктического региона, что Россия потратит в течение трех лет 20 млрд рублей (639 млн долларов) на строительство новых атомоходов. В декабре 2011 года были заключены контракты на строительство 7 ледоколов стоимостью свыше 136 млрд рублей.