Ленинский районный суд Кирова в среду приступит к рассмотрению уголовного дела оппозиционера, блогера и адвоката Алексея Навального.

Он и директор ООО «Вятская Лесная компания» Петр Офицеров обвиняются в растрате имущества кировского областного госпредпрития «Кировлес» на сумму более 16 млн рублей. Подсудимым грозит до 10 лет лишения свободы.

В минувший понедельник, 15 апреля, Кировский областной суд отклонил ходатайство защиты о переносе судебного процесса по делу Навального и Офицерова в Москву.

Оба отрицают свою вину. Однако эксперты полагают, что исход дела практически предрешен, так как третий фигурант этого дела — гендиректор ГУП «Кировлес» Вячеслав Опалев — дал на соучастников обвинительные показания и получил 4 года колонии условно. Адвокат Навального Ольга Михайлова призналась BFM.ru, что ее подзащитный «давно готов» к обвинительному приговору. Эксперты сходятся во мнении, что весьма вероятно оппозиционера ждет реальный срок.

Суть дела

Так называемое дело «Кировлеса» было возбуждено еще в мае 2010 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3. ст. 165 УК РФ, (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения — до 5 лет лишения свободы). В апреле 2012 года Следственное управление СКР по Кировской области дело прекратило, не найдя в действиях подозреваемых состава преступления. Когда же Навальный объявил об этом и захотел публичных извинений, решение было отменено.

Дело забрали в Москву, где Следственный комитет России предъявил оппозиционеру более тяжкое обвинение — организация растраты чужого имущества в особо крупном размере (ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ). Эта статья предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Читайте также: Навальный дождался более тяжкого обвинения по «Кировлесу»

По версии следствия, в 2009 году Навальный, являясь на общественных началах советником губернатора Кировской области Никиты Белых, вступил в сговор с директором ООО «Вятская Лесная компания» Петром Офицеровым и гендиректором КОГУП «Кировлес» Вячеславом Опалевым. С мая по сентябрь 2009 года они якобы похитили более 10 тысяч кубометров лесопродукции, принадлежащей ГУП «Кировлес». Ущерб, причиненный бюджету Кировской области, следствие оценило более чем в 16 млн рублей.

Примечательно, что первоначально Вячеслав Опалев проходил по делу лишь в качестве свидетеля, а позже перешел в разряд обвиняемых. Он предпочел признать вину и заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. Дело руководителя «Кировлеса» выделили в отдельное производство, суд рассмотрел его в особом порядке. 24 декабря 2012 года Опалев получил 4 года лишения свободы условно.

Навальному вменяется организация растраты чужого имущества в особо крупном размере (ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ), Офицерову — пособничество (ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК). Оба подсудимых находятся под подпиской.

Адвокат Алексея Навального Ольга Михайлова заявила BFM.ru, что ее подзащитный считает обвинение надуманным и политически мотивированным. Между тем, Навальный готов к обвинительному исходу дела. «Он абсолютно готов к тому, что ему могут дать реальный срок», — сказала BFM.ru адвокат.

Преюдиция как доказательство вины

По ее мнению, чтобы осудить Алексея Навального, прокуратура, скорее всего, попытается использовать обвинительный приговор в отношении Вячеслава Опалева. В данном случае обвинение будет стараться применить так называемый принцип преюдиции — когда обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются другим судом без дополнительной проверки. «По крайней мере, показания Вячеслава Опалева и вынесенный ему приговор находятся в самом начале списка доказательств обвинительного заключения», — заметила защитница. Всего, по ее словам, в списке свидетелей обвинения значатся 40 человек. Среди них падчерица Вячеслава Опалева, работавшая на предприятии коммерческим директором.

Линия защиты

Впрочем, защита не намерена сдаваться без боя. «Для объективного рассмотрения дела суд вынужден будет исследовать все доказательства и допросить всех свидетелей. Тем более, что приговор Опалеву выносился без исследования доказательств», — сказала Михайлова.

Она надеется, что суд назначит по делу финансово-экономическую экспертизу, которую так и не провело следствие. «Сейчас сумма ущерба в 16 млн — это исключительно умозаключения следователей. Они посчитали весь объем продаж и расценили как ущерб», — сказала адвокат.

О том, сколько времени может занять процесс, защитница затруднилась ответить, не исключив, что разбирательство может затянуться до конца лета.

«Он косвенно заинтересован, чтобы получить реальный срок»

Эксперты считают, что вынесение Алексею Навальному обвинительного приговора весьма вероятно. Директор Центра политической информации Алексей Мухин так комментирует предстоящий процесс: «Сам Навальный неоднократно замечал, что если политик допускает нарушение закона, то он должен быть привлечен к ответственности. Соответственно, почему бы самому Алексею Навальному не примерить эти одежды на себя?».

Эксперт полагает, что Навального может ждать любое наказание — от условного срока до реального. «Тут может быть все. Все будет зависеть от того, как Навальный будет себя вести на процессе. Если он будет действовать подчеркнуто жестко, резко и провоцировать судебную вертикаль на то, чтобы с ним обошлись жестко, то вполне вероятно, что он получит реальный срок», — сказал Мухин. По его мнению, сейчас оппозиционер «сам себя загнал в ловушку, назвав свое дело политическим, то есть он косвенно заинтересован, чтобы получить реальный срок».

К тому, что Навальный может получить реальный срок, склоняется и адвокат Игорь Трунов. По его словам, об этом свидетельствует судебная практика. «Если есть преюдиция и вступивший в силу приговор суда, то все остальное — разговор в пользу бедных», — сказал защитник.

Он отметил, что обвиняемым в совершении групповых преступлений практически невозможно добиться вынесения оправдательного приговора при наличии обвинительного приговора, вынесенного кому-то из подельников. «Сломать такое решение крайне сложно, если не невозможно, — констатировал юрист. — Во всех регионах России по такого рода делам «закрывают» и дают реальное лишение свободы. В противном случае может создаться впечатление, что у нас нет единообразия судебной практики, что не все равны перед законом. Может возникнуть вопрос: «Почему с Навальным не так? Он что, засланный казачок или как».

Навальный и его дела

Дело «Кировлеса» — не единственное уголовное дело в отношении Алексея Навального. В декабре прошлого года СКР предъявил оппозиционеру и его брату Олегу Навальному обвинение в мошенничестве на сумму более 55 млн рублей и легализации имущества (с 159 и 174.1 УК ) по делу о хищениях, совершенных при организации почтовых перевозок по маршруту «Ярославль-Москва».

Читайте также: Навальному предъявлено обвинение в мошенничестве

Не исключено, что в перспективе Навальному предъявят обвинения и по делу о хищениях денег у «Союза правых сил», оно было выделено в отдельное производство при расследовании дела «Кировлеса». Следствие считает, что в 2007 году компания Алексея Навального «Аллект» похитила 100 млн рублей, принадлежащих СПС. Деньги выделили фирме «Аллект» на оказание рекламных услуг, которые на самом деле не оказывались. По данным СКР, средства ушли на счета фирм-однодневок. Пока оппозиционер проходит по этому делу лишь как свидетель.