Москва симметрично ответила Вашингтону
После публикации открытой части списка Магнитского был обнародован список, составленный в рамках так называемого закона Димы Яковлева. И в тот, и в другой попали по 18 человек, но громких имен среди них нет
Читать на полной версииПолитологи считают, что власти России и США постарались минимизировать ущерб для двусторонних отношений от обмена «черными» списками.
Российский МИД включил в список четырех человек, которые, по мнению составителей, несут ответственность за пытки заключенных в тюрьме Гуантанамо. Во второй части списка — 14 причастных к нарушениям прав и свобод граждан России за рубежом.
В списке Магнитского в основном, сотрудники правоохранительных органов, которые имели отношение к расследованию уголовного дела юриста. На тех, кто попал в засекреченную часть американского списка, финансовые санкции не распространяются, им только запрещен въезд в страну.
По сведениям New York Times, среди них — Рамзан Кадыров. Глава Чечни заявил, что прав человека он не нарушал. Билет в США он сдал и заявил, что гордится тем, что для Америки он не угоден. Чеченский президент добавил, что недавно его лошади запретили участвовать в скачках в США, тем самым, нарушив права животного. «После этого лошадь заболела, страдает от такого запрета», — сказал Кадыров.
В российском списке тоже есть засекреченная часть, рассказал Business FM депутат Госдумы, единоросс Владимир Бурматов: «С точки зрения симметричности, ответ абсолютно симметричный. Наш список равен по количеству, он также имеет закрытую часть, какая есть и у американского списка. Но, вне зависимости от этого, это в любом случае тупик в отношении наших государств, потому что сейчас вот это русофобское крыло, которое существует в США, однозначно победило, и оно будет требовать дальнейшего расширения списка, и ничего России не останется, как уважающему себя государству, как отвечать симметрично и дальше».
Как и предполагали политологи, администрация Обамы сделала все, чтобы список Магнитского был как можно короче и в нем не было бы громких имен. Ранее в конгрессе звучали призывы включить туда чуть ли не 300 российских политиков и чиновников. На текущий момент Москве и Вашингтону удалось минимизировать последствия.
Но это не означает, что гонка списков остановлена, считает президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов: «Закон Магнитского предусматривает, что каждый год 12 апреля они будут пересматривать этот список. Соответственно, это означает, что на следующий день 13 апреля будет и российский список пересмотрен. Поэтому прекратить это всё можно только в том случае, если Конгресс США отменит Закон Магнитского».
Пока действуют акт Магнитского и так называемый закон Димы Яковлева, ситуация принципиально не изменится. Чтобы разорвать этот круг, нужны усилия обеих сторон, отмечает шеф-редактор новостного портала «Полит.Ру» Михаил Захаров: «Это, скорее, будет предметом дипломатических договорённостей. Такие вещи в одностороннем порядке редко отменяются — обычно это увязывается к каким-то более глобальным процессам потепления отношений. И в таком случае отменяют сразу обе части: либо последовательно, либо по каким-то предварительным договорённостям».
При этом эксперты отмечают, что на практике от этих списков мало толку. Найти основания для отказа в выдаче российской или американской визы можно и без них. А финансовые санкции в отношении фигурантов списка Магнитского работать не будут, потому что у тех, кто попал в открытую часть, скорее всего, нет никаких счетов в США.