У российского розничного рынка новый лидер
«Магнит» превзошел X5 Retail Group по размеру выручки. У российского розничного рынка новый лидер
Читать на полной версии«Боюсь показаться нескромным, но впервые за последние 15 лет после открытия первого магазина мы стали лидером в продуктовом ритейле по объему продаж», — радуется генеральный директор и бенефициар «Магнита» Сергей Галицкий.
Смена лидера российского рынка розничной торговле, которую так давно ждали участники отрасли, наконец, то свершилась. Сегодня Х5 Retail Group опубликовала операционные результаты за первый квартал. Выручка розничной компании выросла на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 126,3 млрд рублей, говорится в сообщении компании. Доходы «Магнита» за этот же период увеличились на 30,4%, до 131,218 млрд рублей.
Х5 Retail Group являлась лидером российского рынка розничной торговли несколько лет подряд. Еще два года назад компания более чем вдвое превосходила «Магнит» по размеру выручки. Однако по темпам роста бизнеса Х5 существенно уступает конкуренту. В результате по итогам 2012 года розничная компания обогнала «Магнит» по уровню доходов лишь на 3,7% и потеря лидерства уже была вопросом времени.
ОАО «Магнит» основано в 1994 году. Крупнейшим акционером ритейлера, контролирующим 38,7% бумаг является Сергей Галицкий. Под управлением компании находится более сети тысяч магазинов. По итогам 2012 года выручка по МСФО составила 14,42 млрд долларов, чистая прибыль — 803,87 млн долларов.
X5 уступила моральное лидерство «Магниту» еще три года назад, отмечает аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. «Массовые кадровые перестановки в топ-менеджменте компании вслед за уходом Льва Хасиса в 2011 году, по видимости, отвлекли внимание руководства от решения насущных задач по повышению операционной эффективности бизнеса и необходимости проведения модернизации магазинов. Вместе с тем, переход к модели преимущественно органического развития привел к резкому замедлению темпов роста выручки, — поясняет эксперт.
Сейчас самыми динамичными сегментом бизнеса розничной компании являются интернет-торговля. Доходы от этого направления в первом квартале выросли сразу в 9 раз, до 241,7 млн рублей. Однако в масштабах всей группы это не слишком существенная величина. Цель E5.ru — достичь 2% от общей выручки Х5 Retail Group к 2014-2015 годам. «Это, на минуточку, 300 миллионов долларов. Мы сохраняем такую цель, и все идет по плану», — заявлял недавно генеральный директор E5.ru Кирилл Гродинский.
X5 Retail Group основана в мае 2006 года. Бенефициаром компании с долей 47,86% акций является «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Под управлением компании находится около 3,8 тыс. магазинов различных форматов. По итогам 2012 года выручка по МСФО составила 15,79 млрд долларов, чистый убыток — 302 млн долларов.
Ядром бизнеса X5 по-прежнему остаются дискаунтеры «Пятерочка», которые принесли компании 81,7 млрд рублей квартальной выручки. Второй по значимости сегмент — супермаркеты «Перекресток», доход которых составил 27,5 млрд рублей. Выручка третьего сегмента бизнеса — гипермаркетов «Карусель» — составила 15,2 млрд рублей. Но темпы роста каждого их этих направлений бизнеса сильно уступают «Магниту». Выручка «Пятерочки» и «Перекрестка» за первые три месяца года выросла лишь на 9,1% и 6,2% соответственно, то продажи в «Карусели» и вовсе сократились на 0,1%.
Чтобы вернуть лидерство X5 необходимо расти темпами хотя бы на 3-5% выше чем у конкурента, констатирует аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина. Для этого нужно не только ускорить расширение сети, но и повысить эффективность работающих магазинов. Основная проблема X5 именно в снижение покупательского трафика, который уменьшается уже полтора года. «Но даже если компания сможет решить эти проблемы за несколько месяцев, то «Магнит» ей все равно будет крайне сложно догнать. В ближайшее время конкурент сохранит темпы роста бизнеса на 28-30% в квартал», — прогнозирует эксперт.
Руководство X5 ранее заявляло, что ожидает не менее чем 11-процентный рост выручки в 2013 году.
«Магнит» ранее обошел конкурента и по другим показателям. Например, за последний год акции компании выросли на 73%, а капитализация достигла 23 млрд долларов. Бумаги X5 за это же время подешевели на 19%, стоимость всей компании составляет 4,8 млрд долларов.