Тверской суд Москвы сегодня санкционировал арест бывшего заместителя министра сельского хозяйства Алексея Бажанова и бывшего директора по стратегическом развитию холдинга «Маслопродукт» Романа Малова. Они подозревается в хищении 1,1 млрд рублей, выделенных компании «Росагролизинг», группе компаний «Маслопродукт» на модернизацию завода в Воронежской области. В суде оба причастность к хищениям отрицали. Защита же предлагала отпустить подозреваемых под залог. Причем адвокаты Баженова предложили довольно внушительную сумму в 50 млн рублей.

Уголовное дело о мошенничестве в особо-крупном размере, совершенном в составе организованной группы (ч.4 ст. 159 УК), было возбуждено 4 марта Следственным департаментом МВД.

Девятого апреля в Воронеже и Москве сотрудники Следственного департамента совместно с оперативниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД провели обыски по 20 адресам.

Были задержаны трое: основатель и совладелец холдинга «Маслопродукт», бывший заместитель министра сельского хозяйства Алексей Бажанова, экс-директор компании по стратегическом развитию Роман Малов и экс-гендиректора ЗАО «Маслопродукт-Био» Сергей Дуденков.

Последнего суд заключил под стражу накануне. Бажанова и Малова привезли в суд для избрания меры пресечения сегодня. Назначенное на 09:30 заседание началось лишь спустя семь часов — в половине пятого вечера.

Следователь Александр Матрюк первым делом передал судье медицинскую справку из Изолятора временного содержания. Она гласила, что задержанный «практически здоров», но у него имеется аллергия на продукты питания.

«Бажанов, Дуденков и Малов обманным путем похитили госсредства на сумму 1 млрд 124 млн рублей», — сообщил он, и попросил заключить подозреваемого под стражу.

Преступная схема

По версии следствия, все вышеназванные лица участвовали в противоправной схеме бюджетных средств. Следователи установили, что 2008-2009 годах госкомпания «Росагролизинг» заключила договор с воронежской компанией «Вита» о поставке оборудования ЗАО «Маслопродукт-Био» — маслозаводу, расположенном в Верхнехавском районе Воронежской области.

В 2008 году «Росагролизинг» перевел на счета компании «Вита» оплату в размере 1,124 млрд рублей. Однако, как считают следователи, на закупку оборудования была потрачена лишь малая часть бюджетных денег, большая же часть была выведена и похищена. А фирма-однодневка «Вита» и вовсе вскоре была ликвидирована.

По сведениям ГУЭБ и ПК МВД, ключевая роль в деятельности преступной группы принадлежала бывшему заместителю министра сельского хозяйства Российской Федерации. «Именно Бажанов договаривался о выделении денежных средств, участвовал в подготовке документов по сделкам, а также содействовал сокрытию фактов отсутствия оборудования», — говорится в официальном сообщении ГУЭБ и ПК.

Бывшая глава Минсельхоза и ее замы

Стоит отметить, что Алексей Бажанов занимал пост заместителя тогдашней главы Минсельхоза Елены Скрынник в 2009-2010 годах. Сама экс-министр проходит свидетелем по двум уголовным делам о хищении средств у компании «Росагролизинг». Причем по одному из них — о мошенничестве на более 600 млн рублей, выделенных из бюджета на закупку оборудования для спиртовых заводов и ферм крупного рогатого скота в Липецкой области — обвиняемым является другой ее бывший заместитель, Олег Донских. Он скрылся от следствия и был объявлен в розыск. Последние пару лет упорно курсируют слухи, что статус Елены Скрынник может поменяться на обвиняемую. Однако до сих пор этого не произошло.

Читайте также: Елену Скрынник допросили о фермах и заводах

Настаивая на заключении Алексея Бажанова под стражу, Александр Матрюк утверждал, что, оставшись на свободе, подозреваемый может продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей или иным путем воспрепятствовать расследованию.

Противодействие следствию

Он сообщил, что уже сейчас сотрудники Следственного департамента МВД столкнулись с активным противодействием со стороны подозреваемых. Так, по их указанию из одного из бывших заводов «Маслопродукта» были вывезены или уничтожены документы, имеющие значение для дела, а также удалена информация с компьютеров. Один из подозреваемых — Сергей Цветков вообще бежал за границу, откуда продолжает инструктировать бывших подчиненных о том, что делать и как вести себя с представителями правоохранительных органов.

Следователь представил суду материалы «прослушки» телефонных разговоров одного другого фигуранта — Сергея Дуденкова с соучастниками. «В разговорах родственники Сергея Цветкова сами говорят: «Украли миллиарды, а им копейки платят, и нужно увеличить оплату проживания Цветкова заграницей», — привел Матрюк суть одной из бесед.

Он поделился опасениям, что если Алексей Бажанов останется на свободе, то задействует свои связи, чтобы развалить дело. Или того хуже — скроется. На процессе была озвучена имеющаяся в деле оперативная справка. Из нее следовало, что супруга Бажанова Светлана с тремя малолетними детьми в настоящее время проживает в Испании, а сам Бажанов «имеет недвижимость за границей и может покинуть территорию России».

38-летний подозреваемый (Бажанов в настоящее время возглавляет Фонд «Отечественные инновации») заверил, что никуда бежать не собирается. И причина тому — четверо несовершеннолетних детей, но не только.

«Я хотел бы защитить свою честь. Конечно же, у меня есть много подчиненных, но никаких противоправных действий в отношении компании «Росагролизинг» я не совершал, — сказал бывший чиновник. — Если нужно, буду сотрудничать со следствием».

Защита: «Мы докажем его невиновность»

Адвокат задержанного Юрий Ширинян подверг критике все доводы следствия.

Он рассказал, что дети-тройняшки Бажанова в настоящее время находятся за границей на лечении и передал судье соответствующую справку.

«Да, Бажанов состоятельный человек, дети у него появились в зрелом возрасте, они болеют. Наша медицина — понятно какая. Он не мог рисковать их здоровьем и отправил лечить за границу», — объяснил защитник.

«Для нашего общества понятия «богатый» и «виновный — это априори». У нас что, 37-й год?! Мы докажем его невиновность», — пообещал юрист.

Ширинян отметил, что, зная о проведении оперативных действий, его подзащитный, тем не менее, 2 апреля он вернулся в Россию из-за рубежа.

«Бажанов что — господин Ходорковский? Смертник? Безусловно, нет», — убеждал судью адвокат.

Он обратил внимание суда на безупречную репутацию своего клиента, который был награжден грамотой президента России и включен в кадровый резерв на назначение в органах государственной власти и муниципального управления.

Ширинян высказал убеждение, что «никто деньги не похищал и на них было куплено имущество для завода». «Маслопродукт» действует и по сей день, там численность сотрудников свыше 1 тысячи человек», — привел защитник очередной аргумент.

Адвокат просил избрать своему клиенту его подзащитному меру пресечения, не связанную с лишением свободы: помесить под подписку о невыезде, отпустить под личное поручительство бывшего депутата Госдумы Юрия Свердлова, посадить под домашний арест или же выпустить под залог в размере 50 млн рублей.

«Такая сумма более чем адекватная, чтобы обеспечить его явку», — решил Ширинян. Однако судья Александра Ковалевская с ним не согласилась и санкционировала арест экс-чиновника до 9 июня.

Примерно по той же схеме прошел арест и бывшего директора по стратегическом развития холдинга «Маслопродукт» Романа Малова, который сейчас занимает должность гендиректора транспортной компании «Ковчег».

Он также уверял, что непричастен к хищению средств «Росагролизинга» и являлся всего лишь «техническим специалистом». «Да, я участвовал и возможно был каким-то образом задействован в работе с «Росагролизингом», но финансовых аспектов не знал и не касался. Моей обязанностью было строить», — сказал задержанный.

Его адвокат Алексей Гапон предложил отпустить своего клиента под залог в 2 млн рублей, но также не убедил суд.

Поспешное следствие

Адвокаты арестованных заявили, что намерены обжаловать принятые решения в Мосгорсуде. Юрий Ширинян заявил BFM.ru, что ему непонятно почему следствие во время ареста его подзащитного говорило о хищениях на сумму 1 млрд 124 млн рублей, а когда решался вопрос о заключении Романа Малова под стражу — о меньшей сумме в 1 млрд 51 млн рублей.

«Для нас это тоже загадка. Просто хотели возбудить дело, а как — не имело значения», — отметил Ширинян поспешность следствия.