«Стереотипы из прошлого» отпугивают капиталистов от России
«Все хорошие стартапы похожи друг на друга, каждый плохой — плох по-своему». Почему и зачем зарубежные венчурные фонды приходят в Россию в интервью BFM.ru рассказал партнер венчурного фонда Black Ocean Патрик Шнейдер-Сикорский
Читать на полной версииО работе иностранных венчурных фондов на российском стартап-рынке ходят легенды, порой совершенно не соответствующие действительности. Реальным опытом могут поделиться немногие. Не так давно к списку фондов, не боящихся мнимых или реальных препятствий работы в России, добавился Black Ocean.
Основанный в 2010 году в Нью-Йорке фонд вышел на российский рынок в октябре 2012 года — 3 млн долларов было вложено в развитие проекта «Стартап Афиша», который объединяет на одной площадке энциклопедию российского стартап-рынка и сервисы для инвесторов и стартаперов. Следующую сделку фонд заключил в феврале текущего года — 500 тысяч долларов получил BimBasket — проект ежемесячной электронной подписки на развивающие наборы для детей.
Как выяснилось, интерес фонда к России не случаен: оба учредителя Black Ocean имеют российские корни, рассказал BFM.ru партнер венчурного фонда Black Ocean Патрик Шнейдер-Сикорский (Patrick Schneider-Sikorsky).
— Почему Black Ocean решил двигаться в Россию, что именно привлекло фонд на нашем рынке?
— Как вы, наверное, знаете, Black Ocean основан Тимуром Сардаровым и Оливером Рипли. Ранее они вместе работали над рядом проектов и оба были увлечены технологическими стартапами, так что, создание фонда стало естественным переходом на новую ступеньку. Оба учредителя фонда имеют российские корни. Но основной причиной нашего интереса к России все-таки является не это. Российский рынок имеет огромный потенциал, и многие команды отсюда имеют неплохие шансы выйти на глобальный уровень. Мы надеемся, что наш опыт создания компаний в США и наши познания в российском рынке помогут нам принять участие в развитии стартапов и стать их проводником на глобальный рынок.
— Пока что фонд заключил здесь лишь две сделки, причем, компании, которые получили от вас деньги, занимаются совершенно разными вещами. Чем был обусловлен выбор?
— Для возникновения предпринимательской экосистемы и роста интереса к стартапам, необходимо установить связь между всеми элементами этой системы. Если вы заходите в кафе в Сан-Франциско или Пало-Альто, скорее всего, вы сможете встретить там человека, который работает над собственным проектом, уже запустил стартап или проинвестировал в него, и вы можете поговорить с этим человеком. В России нет таких мест, где сконцентрированы предприниматели и инвесторы. Даже в Москве, таком большом и многогранном городе, довольно трудно воссоздать такие места с такой же атмосферой. Основной целью RusBase [англоязычный вариант «Стартап Афиши», направленный на иностранных инвесторов, BFM.ru] является воссоздание таких условий в Интернете, информирование инвесторов со всего мира о том, что происходит в российском мире инноваций.
В мире есть немало ангелов и венчурных капиталистов, потенциально готовых инвестировать в России, но они должны быть в курсе последних сделок, тенденций, и, в некоторых случаях, образования. Такие программы, как Kauffman — Skolkovo Venture Capital Academy, стараются удовлетворить спрос на обучение, в то время как RusBase предоставляет самую последнюю информацию из мира стартапов, анализ, связи и прочее. Чем более развит российский рынок, тем лучше для Black Ocean и всех остальных игроков. Надеюсь, это ответ на вопрос, почему мы инвестировали в RusBase.
Что касается BimBasket, это был больше вопрос поиска команды, в которую мы можем поверить, со свежей и позитивной идеей. Мы видим большой потенциал сервисов электронной коммерции, работающих по модели подписки, и считаем, что BimBasket может быть хорошей отправной точкой в России.
— Встречалась информация, что вы получили около 80% в BimBasket. Это правда? Какие условия вы предлагаете стартапам обычно?
— Мы взяли большУю долю в Bimbasket, но у нас нет никаких заданных заранее условий для всех стартапов. Если вы посмотрите на наш международный портфель, вы увидите, что есть компании, в управлении которыми мы активно участвуем, и есть другие, где мы вовлечены меньше.
— Какие направления для инвестирования вы считаете наиболее перспективными? Какие стартапы имеют больше шансов привлечь ваше внимание?
— Как и многие другие инвесторы, мы считаем, что рынок электронной коммерции ждет быстрый рост в России, поэтому наше решение — начать с BimBasket. Другие интересные направления — это мобильные платежи, SaaS, мобильные игры и социальная коммерция. Во всех этих областях, что мы видим большой потенциал, но значение имеет не только направление, которое выбрал стартап, но и команда, которая делает проект.
— Существует ли разница в работе с российскими стартапами и командами из других стран? Как вы оцениваете уровень подготовки, понимания бизнеса, готовность к проблемам?
— Перефразируя вашего писателя Льва Толстого, все хорошие стартапы похожи друг на друга, каждый плохой — плох по-своему. То есть, можно сказать, что когда дела идут хорошо, разница между стартапами из России и из США минимальна. Но есть проблемы, характерные для российских стартапов в общем.
Основные — это нежелание делиться идеями и сотрудничать, а также желание добиться успеха очень быстро. В целом уровень подготовки улучшается, но Россия, безусловно, могла бы выиграть от развития системы обучения предпринимателей, от большего числа специальных программ.
— Какие проблемы обычно пугают иностранных инвесторов в России? И сталкивались ли вы с какими-то препонами и трудностями?
— У нас не было никаких проблем в России, но некоторые международные инвесторы все еще боятся делать бизнес здесь. Основываясь на моих беседах с иностранными венчурными капиталистами, могу сказать, что основные опасения вызывают коррупция и политическая стабильность, но мне кажется, что в большинстве случаев — это продолжают действовать стереотипы времен холодной войны. Я думаю, что успех таких компаний, как «Яндекс», Mail.ru и тех, которым еще предстоят IPO — KupiVIP, «Островок» и Game Insight — сможет перебороть эти предубеждения и привлечет больше капитала к российским стартапам.
— Когда мы услышим о новых инвестициях Black Ocean в России? Сколько проектов вы планируете привлечь за год?
— Сейчас я лучше промолчу об этом, скажу лишь, что мы рассматриваем варианты…