Кто формирует рынок взяток объемом $300 млрд
Объем рынка коррупции России — $300 млрд в год. 90% связаны с госсектором и лишь 10% приходится на бытовую коррупцию. Россияне ждут от власти усилий по борьбе со взяточничеством, но пока суды в основном разбираются с мелкими коррупционерами
Читать на полной версииОбъем российского рынка коррупции составляет 300 млрд долларов в год. Их них 90% средств приходится на сферы, связанные с госсектором и распределением бюджетных средств, рассказал BFM.ru глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Это госзакупки. Это распределение бюджетных средств, управление фондами государственной, региональной и муниципальной собственности. Это деньги, которые связаны с природными ресурсами и правоохранительной деятельностью, таможенная сфера и так далее», — пояснил он BFM.ru. — Надо понимать, что этот рынок очень латентен».
На так называемую низовую коррупцию или бытовую — с низким размером взяток — приходится всего 10% от 300 млрд долларов, оценивает Кабанов.
«Типичные взяточники в России — это два типа чиновников, — пояснил Кабанов. — Первый тип — это силовик, который может повлиять на назначения и на решения. Второй тип — человек, который имеет административный ресурс и возможность влияния на распределение бюджета и в управлении собственностью. Это, в том числе, чиновники среднего звена, — говорит Кабанов. — А основной мотивацией низовой коррупции у нас является невыполнение государством своих социальных обязательств. Во-вторых, есть внутренняя мотивация, когда мелкие служащие видят, они не могут купить своим детям какие-то вещи, а их начальники воруют миллионы. У них появляется мотивация: почему нельзя чуть-чуть. Низовая коррупция является продуктом высшей коррупции».
Сама коррупция выходит на лидирующие позиции в списке претензий к действующей власти и в списке проблем, которые раздражают и волнуют россиян, фиксируют социологи. По итогам февральского опроса Левада-центра, к примеру, коррупция находится на третьем месте в списке наиболее актуальных проблем в России — после роста цен и бедности населения. С 2012 года эта проблема по значимости для россиян «обогнала» вопрос расслоения общества на бедных и богатых и несправедливого расслоения доходов, свидетельствуют данные «Левады». Борьба с коррупцией, по данным Левады, заняла второе место в списке проблем, на решении которых, по мнению опрошенных, должен сосредоточиться Владимир Путин. За нее проголосовало 46%. На первом месте — решение вопросов экономического роста (53%).
Опрос: Ответственность за коррупцию лежит на президенте
Коррупция волнует россиян все больше — такая тенденция стала развиваться после кризиса 2008 года, говорит BFM.ru руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов.
«В нулевые года был негативный консенсус: власть дает людям жить, как они хотят, а общество дает власти возможность заниматься коррупцией, как она хочет. Люди это прощали за то, что понемногу жизнь обустраивалась. Это тоже вписывалось в рамки негласного общественного договора в нулевые годы. Но в последние 3-4 года, после кризиса 2008-2009 года, ситуация стала меняться. Уровень коррупции стал нетерпим для очень значительной части бизнеса, который стал выявлять свои стремления начать играть по новым правилам и отвязаться от необходимости платить оброк госчиновникам. И у общества тоже эта проблема вышла на первое место», — говорит он.
Очевидно, что у общества растут ожидания от власти по борьбе с коррупцией, а сами власти взяли курс на борьбу с коррупцией в высших кругах, в том числе с системной и межведомственной коррупцией, говорит Кабанов. Уголовные дела против чиновников Минобороны, запрет на владение зарубежными счетами, контроль за отчетами чиновников о наличии счетов и недвижимости за рубежом, борьба с «бизнесменами» в нижней и верхней палатах российского парламента на то указывают.
Читайте также: Иванов осенью доложит Путину о счетах чиновников за рубежом
Определенный прогресс зафиксировали и в группе стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Россия за прошедшие 18 месяцев достигла «значительных результатов» в законотворческой деятельности по борьбе с коррупцией, зафиксировали в марте этого года эксперты группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Приняты 14 федеральных законов, 11 указов президента и всего 750 нормативно-правовых актов. Позитивным фактором эксперты называют и то, что коррупционные дела проходят централизованно в рамках деятельности СК РФ. Правда, до сих пор не установлен принцип об исключительном уголовном преследовании за коррупционные нарушения, констатирует в ГРЕКО.
Ранее директор Центра политической информации Алексей Мухин заявлял, что Владимир Путин «довольно четко дал понять, что он взялся за борьбу с коррупцией весьма серьезно». «Результатов — посадок — пока раз-два и обчелся, но я думаю, что за этим дело не станет», — говорит он Business FM.
Но власть по-прежнему дает противоречивые сигналы в борьбе с коррупцией, комментирует Бызов. К примеру, в рамках рассмотрения дел о коррупции в Минобороны «в основном страдают чиновники среднего звена», говорит Бызов.
Скепсиса по поводу эффективности борьбы с коррупцией также добавляет и тот факт, что на взятки до 10 тысяч рублей приходится до 80% уголовных дел о коррупции в 2012 году, дошедших до судов, заявлял ранее в интервью телеканалу «Россия» председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. В 2012 году по делам о взятках были рассмотрены дела в отношении 1,3 тысячи человек. Из них 60% были осуждены за взятки менее 5 тысяч рублей, еще 21% — от 5 до 10 тысяч рублей. Среди осужденных за небольшие взятки 22% — это врачи и учителя.
По официальной статистике МВД за 2012 год средний размер взятки в России составляет 69 тысяч рублей. Правда, по данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, ее размер составляет уже 2,2 млн рублей. Подразделение специализируется на раскрытии крупных преступлений.