В канун встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель президент РФ Путин дал интервью немецкой радиостанции ARD. Запись интервью состоялась 2 апреля в загородной резиденции Ново-Огарёво, оно опубликовано на сайте главы государства в пятницу.

Hоссийский президент говорил об НКО, оппозиции и демократии, о своих планах по окончании политической карьеры. Вопросы были неудобные, и беседа получилась эмоциональной

Об НКО

«Мы приняли точно такой же закон [как в США], который ничего не запрещает, я хочу это подчеркнуть, ничего не запрещает, ничего не ограничивает и никого не закрывает. Никакая деятельность, даже внутриполитическая деятельность для организаций, получающих деньги из-за границы, не запрещена, просто мы хотим знать, кто получает эти деньги и на что они расходуются. Повторяю, это не какая-то новация, которая придумана нами. … Вот Вы начали вопрос с чего? Обыски, аресты. Какие обыски? Какие аресты? Кто арестован? Назовите хотя бы одну фамилию. Ведь этого ничего нет. Не надо ничего придумывать».

О Кипре

«То, что происходит конфискация средств вкладчиков, в том числе и российских, где бы это ни было, на Кипре или в других местах, это подрыв доверия ко всей банковской системе еврозоны.
Теперь по поводу того, поддерживать или не поддерживать, кто виноват. Разве для тех людей, которые пришли и вложили туда свои деньги, просто разместили свои личные деньги в банки, не нарушая никакого закона, ни законов Кипра, ни законов Евросоюза, сделали всё по закону, а у них взяли – раз и отстригли 60 процентов их вкладов, разве это справедливо? Ведь они ничего не нарушили.

Если мы считаем, что это была, как на сленге в финансовом мире говорят, «прачечная» для отмывки грязных денег, то это надо доказать. Ведь неужели мы с вами не знаем элементарных правил? Одно из этих элементарных правил называется «презумпция невиновности». Если не доказано, что человек в чём-то виноват, то он невиновен. Но как же можно пренебрегать такими вещами, заранее объявлять всех жуликами? Так можно объявить жуликами кого угодно. Эта офшорная зона нами была создана? Это Евросоюз её создал. Или власти Кипра создали, а власти Евросоюза допустили».

О Сирии

«Я считаю, что нужно добиться немедленного прекращения боевых действий, огня с обеих сторон и прекращения поставок вооружений. Нам всё время говорят: «Россия поставляет оружие Асаду». Во-первых, нет никаких запретов на поставку оружия действующим легитимным правительствам. А во-вторых, только через прилегающие к Сирии аэропорты, это данные американской прессы, «Нью-Йорк таймс», по-моему, недавно опубликовала, только в последнее время оппозиция получила 3,5 тысячи тонн вооружения и боеприпасов. Вот это надо прекратить».

Вектор задан

В интервью иностранному СМИ Владимир Путин дал направление, как в ближайшем будущем будет действовать власть, говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Понятно, что последнее время было слишком много инсинуаций и относительно кипрской ситуации, и относительно НКО. Владимир Путин подвел черту под всеми дискуссиями, определяя основные направления, по которым будет действовать российское государство и в отношении вкладчиков российских банков (я думаю, что будут создаваться условия для их возвращения на территорию России). Понятно, что относительно НКО никаких репрессий не будет, у нас не 37-й год. Но государство будет внимательно следить за тем, как будут расходоваться средства из зарубежных источников на российской территории».

В словах Путина жесткую позицию увидел генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин: «Достаточно жесткая позиция, но поскольку ему надо встречаться с Меркель, а отношения разладились, он каким-то образом пытается объяснить, что происходит, но стоит на своем достаточно жестко. Никаких особенных уступок нет. Говорит, что пока никого не посадили. Обыскали? Ну, обыскали. Такой наступательный стиль. По Сирии подтверждена позиция прежняя, какая всегда была у России».

Бюджеты НКО преувеличены

По данным Путина, с начала года НКО получили почти 1 млрд долларов. Правозащитники уже исходя из этих цифр, каждая из 650 НКО в среднем получает ежемесячно из-за рубежа более 10 млн рублей.

Комментирует Елена Панфилова, директор российского отделения Transparency International: «Мне кажется, президента России снабдили какой-то очень неверной информацией. Я знаю соверешенно точно свой собственный бюджет --мы работаем в шести городах России, со всеми мероприятиями, со всеми исследованиями, зарплатами сотрудников, всем-всем -- наш аудированный бюджет 22-23 млн рублей в год. Это при том, что мы не самая маленькая организация. У многих организаций в последние 4 месяца очень снизился объем работы, это связано с проверками, общей нестабильной ситуацией, с большими расходами на всякие правовые вещи. Поскольку эти слова произнесены, хотелось бы увидеть документы, которые подтверждают тот миллиард за четыре месяца».

Изъять и поделить

А депутат Госдумы, единорос Михаил Старшинов по следам выступления Путина уже предложил изымать деньги у НКО - иностранных агентов, не раскрывающих источники финансирования: «Поправки будут давать возможность изымать денежные средства у тех организаций, которые нарушают российский закон - не регистрируются в качестве ингстранных агентов».

Как считает Старшинов, деньги можно было бы передавать в некий фонд, и, например, направлять на помощь сиротам и детям-инвалидам.

Инициатива приведет в тупик, уверен политтехнолог, шеф-редактор «Русского журнала» Александр Морозов: «Для того, чтобы интерпретировать внутриполитическую деятельность, как это делает Путин, и как это делает сейчас Старшинов, и как это предполагается интерпретировать в дальнейшем, нужно во внутриполитическую деятельность в частности включить и всю деятельность немецких партийных фондов в России — фонд Эберта, Аденауэра, фонд Розы Люксембург и т.д., которые много лет ведут культурную работу. Теперь надо требовать их закрытия или того, чтобы они признали, что занимаются внутриполитической деятельностью в другом государстве на деньги германских налогоплательщиков. Как собирается Старшинов изымать эти деньги, я ума не приложу».