Страховщиков достанут проверками правил
Федеральная служба страхового надзора занялась выборочными проверками правил страхования, на основании которых страховщики заключают договоры со своими клиентами. Одно из главных нарушений — вольная трактовка случаев автоугона
Читать на полной версииФедеральная служба страхового надзора (ФССН) занялась выборочными проверками правил страхования, на основании которых страховщики заключают договоры со своими клиентами. «Проверки пока не завершены, но, к сожалению, они уже показывают отнюдь не единичные нарушения требований, установленных законом», — заявил «Интерфаксу» глава ФССН Александр Коваль.
Выборочные проверки договоров страхования «проводятся среди крупных, средних и небольших страховых компаний». По словам главы Росстрахнадзора, «служба регистрирует всплеск обращений граждан с жалобами на страховщиков, где часто идет речь о попытках страховщиков в спорных ситуациях трактовать положения действующих правил в свою пользу»: «В одном из ответов клиенту страховая компания почему-то ссылается на одно из решений Высшего арбитражного суда, в то время как спор лежит в плоскости общения с частным лицом».
Для «защиты интересов российских страхователей» Александр Коваль предлагает вернуться к разработке специальной главы о страховом договоре в законе об организации страхового дела или даже создать отдельный закон на эту тему.
«Известно, к примеру, что в подавляющем большинстве правил страхования автокаско небрежность автовладельца, который оставляет ключ от автомобиля в замке зажигания или документы на транспортное средство в доступном для воров месте, карается при угоне непризнанием случая страховым. Вместе с тем мы получаем заявления граждан, которые пытаются оспорить такое положение вещей, ссылаясь на решение коллегии Верховного суда по аналогичному случаю. Верховный суд в подобной ситуации становится на сторону страхователя и признает случай страховым. Так что кроме явных нарушений законодательства, в правилах страховщиков, присланных в уведомительном порядке, существуют позиции, требующие серьезного обсуждения сообществом и законодателями», — пояснил свою позицию глава Росстрахнадзора.
«Урегулирование убытков является одной из основных статей расходов страховщиков, поэтому некоторые игроки рынка прибегают к сокращению своих расходов путем минимизации выплат и очень жестко относятся к заявлениям об урегулировании», — отмечает в интервью BFM.ru партнер консалтингового агентства R&P Михаил Левандовский. — Как известно, ряд страховщиков еще до кризиса из-за больших расходов по ОСАГО был вынужден пойти на снижение выплат, поэтому чем лучше финансовое положение компании, тем лучше она платит. С этой точки зрения для потребителя существенно выгоднее по КАСКО оформлять возмещение в виде направления в сервисный центр».
Самый распространенный способ такой «экономии» страховщика — это занижение сметы при проведении автоэкспертиз, и, несмотря на закон о независимой экспертизе, многих страховщиков обвиняют в аффилированности с компаниями, проводящими оценку. Так как страховые тарифы рассчитываются с учетом «нормальной» выплаты, то страховщики руководствуются логикой «рубль сэкономленный — рубль заработанный». Также возможны невыплаты из-за недочетов в представленных клиентом документах, либо договоры содержат дополнительные — не очевидные для рядового потребителя — условия.
Отдельную проблему представляют случаи, когда страховщик признает свою неспособность оценить размер необходимых выплат. «Есть много ситуаций, в которых клиенты просто должны обращаться в суд, так как такова процедура. Например, в случае, когда в ДТП пострадало несколько автомобилей, для страховщика затруднительно произвести выплаты, так как лимита по ОСАГО не хватит на всех. Или же в случаях, когда жизни или здоровью клиента был нанесен вред — в таких случаях практически всегда лучше обратиться в суд, так как сам страхователь зачастую не может адекватно оценить ущерб, он может требовать фактически любую сумму», — рассказывает BFM.ru заместитель генерального директора РЕСО Игорь Иванов.
Смогут ли предлагаемые ФССН поправки в законодательство исправить ситуацию, игроки страхового рынка ответить затрудняются. «Пока поправок нет, и оценить их будущую эффективность очень сложно. Учитывая компетентность Александра Коваля, можно ожидать, что они будут юридически безупречны и учтут интересы и страховщика, и страхователя», — надеется Игорь Иванов из РЕСО.
По словам заместителя исполнительного директора «Капитал Страхование Жизни» Игоря Смаги, закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» нуждается в более серьезных поправках. «Внесением незначительных поправок проблему законодательства в страховании, а особенно в сфере страхования жизни, не решить. Необходима существенная переработка 48 главы Гражданского Кодекса, в действующей редакции которого почти совсем не уделяется внимание страхованию жизни. Кроме того, существует целый ряд противоречий в терминологии, которые тоже способствуют возникновению споров между страхователями и страховщиком. В тоже время, разработка закона о договоре страхования и о договоре страхования жизни, безусловно, необходима и позволит хотя бы частично снизить остроту проблемы», — говорит эксперт в интервью BFM.ru.