Рубен Аганбегян: «Нужно ставить очень амбициозные цели»
Участники форума готовятся к дискуссиям на самые разные темы. Мнением о том, какие из них станут самыми жаркими, с Business FM поделился генеральный директор компании «Ренессанс Капитал» по России Рубен Аганбегян
Читать на полной версииУчастники форума готовятся к дискуссиям на самые разные темы. Мнением о том, какие из них станут самыми жаркими, с Business FM поделился генеральный директор компании «Ренессанс Капитал» по России Рубен Аганбегян.
— Какая дискуссия на форуме станет самой жаркой в обсуждениях?
— Сложно сказать, потому что есть несколько интересных тем, которые наверняка вызовут много споров. Это и антикризисные меры и сколько стоит нефть.
По всем дискуссиям очень сильный состав участников. И это — визитная карточка форума, очень важный момент. И за это организаторам смело можно поставить пять баллов. То есть у нас будет возможность пообщаться с людьми, со специалистами, услышать их мнение, понять их позицию. Мне нравится то, что на форуме представлен весь спектр взглядов.
Интересной будет тема по политическим системам и, конечно же, по эффективности в российской экономике. Это будет очень жаркая дискуссия.
— Но президент Дмитрий Медведев позавчера эту дискуссию закончил, сказав, что российская экономика неэффективна...
— Мы будем говорить о том, какая у нас точка «В», какой она должна быть, куда мы идем. Мы будем говорить о том, как туда попасть. Да, у нас экономика осталась недиверсифицированной, экспортноориентированной, сильно зависящей от сырья. Интересно, как это менять, какие на этот счет есть точки зрения. Здесь не будет выводов и решений, здесь можно будет увидеть выжимку — какие меры надо принимать.
Еще одна дискуссия, которая мне интересна, о резервных валютах. Тема очень актуальная. И состав участников очень сильный — и российские и мировые эксперты в этой области
— Вам не кажется, что эта тема достаточно гипотетична?
— Это процесс. Вопрос в том, чтобы поставить себе цель. Для этого надо понять, есть ли предпосылки. Я считаю, что есть. Доллар как резервная валюта возник в ситуации мировой моноэкономики, когда была одна очень сильная экономика. Сейчас ситуация иная. Есть целый ряд сильных экономик, которые выросли за последние годы и очень окрепли. Экономика нашей страны в их числе.
— Рубль может быть локальной резервной валютой?
— У него есть такой потенциал. В этом тоже есть потребность в том регионе, где присутствует рубль. Есть цена, которую за это придется заплатить. Есть определенные правила игры, которые нам придется принять. Это и обсудят. Я считаю, что нужно ставить очень амбициозные цели, а потом двигаться к их достижению.
— Индексы РТС и ММВБ за этот год прибавили свыше 50%. Но при этом проблема банковских кредитов никуда не делась, промышленность стоит без денег. Как вы объясните такую разбалансировку?
— Тут несколько причин. Первая — настроение. Сейчас не очень модно говорить, что у тебя дела идут хорошо. Если у тебя дела идут хорошо, значит что-то у тебя не так. Второй момент — наш рынок убили намного сильнее, чем все остальные. Не секрет, что все думали, что это конец света. Его не произошло. Рынок был убит, потому что у него не было локального суппорта, подушки собственных длинных денег, которые заинтересованы в поддержании местного рынка. Это большая задача на будущее — тема длинных денег.
А часть этого ралли на биржах — некая стабилизация индекса на том уровне, на котором он должен быть, учитывая реальные потери. Индекс, инвесторы и их поведение — отражение текущей ситуации. И во многом взгляд людей на ситуацию будущего. Мы видим, что этим индексом идет голосование за веру в нашу экономику, за то, что фундаментально мы способны пройти кризис и выйти из него. Мы работаем на этом рынке. Огромное количество инвесторов пришло на наш рынок с долгосрочными деньгами.
— Они сейчас пришли?
— Конечно. Потому что еще очень важен мировой тренд, а он состоит в том, что инвесторы обратили внимание на дисбаланс, существующий между теми странами, где создается стоимость и теми, где собираются эти деньги. Они собираются в тех центрах, где идут траты. Именно проблемы этих центров явились первопричиной глобального экономического кризиса. Сейчас идет ребалансировка, когда деньги идут туда, где они могут воссоздаваться, в страны БРИК. Здесь Россия получает свою долю денег, а эти очень длинные деньги, не спекулятивные. Поэтому я и смотрю на ситуацию достаточно позитивно.