Расстаться без обид: крупные «золотые парашюты» в России за 5 лет
Владимир Путин предложил ввести ограничения на «золотые парашюты» топ-менеджерам — по примеру других стран, где практика таких выплат предполагает ограничения. BFM.ru вспомнил 10 крупнейших «золотых парашютов» в России за последние пять лет
Читать на полной версииПрезидент Владимир Путин предложил продумать и ввести ограничения на «золотые парашюты» топ-менеджерам. Он уточнил, что Россия должна последовать примеру других стран, где практика выплат «золотых парашютов» существует уже давно и где определенные ограничения на выплаты топ-менеджерам вводятся.
Читайте также: «Золотые парашюты» топ-менеджеров будут ограничены
По размеру «золотых парашютов» российские топ-менеджеры за редким исключением «проигрывают» зарубежным коллегам. BFM.ru вспомнил самые крупные выплаты российских компаний уволенным руководителям
1. Экс-глава «Норильского никеля» Владимир Стржалковский пока является рекордсменом среди российских топ-менеджеров по размеру полученного бонуса при уходе из компании. Его выходное пособие составило 100 млн долларов. Менеджер покинул компанию после того, как в декабре минувшего года был разрешен конфликт акционеров.
Правда, полностью свой «золотой парашют» он получит в 2014 году По условиям компенсации, сразу Стржалковский получит половину суммы, остальные 50 млн — двумя траншами по 25 млн долларов.
Как ранее сравнивал BFM.ru, по размеру полученного парашюта Стржалковский мог бы быть включен в список 10 самых крупных выходных пособий для менеджеров по версии журнала Time.
2. Александр Провоторов, который 27 марта был отправлен в отставку с поста президента «Ростелекома», получит 232,9 млн рублей, сообщили на этой неделе в компании.
«Золотой парашют» состоит из единовременной компенсации за прекращение трудового договора в 200,88 млн рублей, премии за 2012 год в размере 29,76 млн рублей и премии за четвертый квартал 2012 года — за добросовестную работу и выполнение ключевых показателей эффективности.
Контракт с ним был прекращен досрочно. Провоторов должен был проработать на своем посту до июля 2015 года.
3. Герман Хан, Виктор Вексельберг и еще три ключевых топ-менеджера покинули ТНК-BP в рамках сделки по продаже компании «Роснефти». Хан и Вексельберг, а также исполнительные вице-президенты Михаил Слободин, Игорь Майданник и главный финансовый директор Джонатан Мьюир, по данным Forbes, получат два годовых оклада без учета бонусов.
4. Андрей Гусев, бывший исполнительный директор X5 Retail Group после ухода из компании в июле 2012 года получил после ухода из компании полный годовой оклад в размере 1,35 млн долларов плюсом к заработной плате за полгода почти 800 тысяч долларов и 300 тысяч платы за консультационные услуги.
Гусев возглавлял компанию чуть более двух лет с июня 2011 года. Контракт с ним был подписан на четыре года. Его годовой оклад составлял 1,36 млн долларов.
В марте этого года стало известно, что Гусев лишился части поощрения по опционной программе (restricted share units). По ней топ-менеджеры получают право на депозитарные расписки за достижение определенных показателей эффективности. Также экс-глава X5 Retail Group лишился денежной премии по итогам 2012 года.
5. Лев Хасис, предшественник Гусева на посту главы X5 Retail Group, при уходе из компании в 2011 году получил выходное пособие почти в два раза больше — 2,86 млн долларов. Его отставка была одобрена наблюдательным советом 10 марта 2011 года. В качестве CEO компании он проработал пять лет.
6. Александр Роднянский получил после ухода с должности главы «СТС Медиа» более 800 млн рублей. Правда, не обошлось без судебных разбирательств.
Роднянский покинул пост главы «СТС Медиа» в августе 2008 года, но при этом вошел в совет директоров компании. Позже «СТС Медиа» обвинила Роднянского в том, что он работает на конкурентов — Национальную медиагруппу. К продюсеру было подано два гражданских иска. Но в итоге стороны заключили мировое соглашение.
Роднянский отказался от трети опциона на выкуп акций от 2006 года и от трети прав на акции, которые он получил в 2003 году, а также покинул совет директоров компании. «СТС Медиа» отозвала иски, обязалась выпустить в его пользу около 2 млн дополнительных акций компании (1,34% капитала компании) и выплатить 25,9 млн долларов компенсации.
7. Денис Морозов получил уже два крупных «золотых парашюта» в период с 2008 по 2010 год.
В 2008 году Морозов, его заместитель Ральф Таваколиан Морган и два ключевых менеджера Сергей Батехин и Том Роджерси получили в общей сложности 597 млн рублей при уходе из «Норникеля» . К тому моменту Морозов проработал в «Норникеле» уже 10 лет, в 2007-м стал генеральным директором. Контракт с ним был заключен на три года, но его пришлось прервать из-за конфликта акционеров.
Сейчас Сергей Батехин, кстати, работает в «Норильском никеле» заместителем генерального директора.
В 2010 году Морозов вместе с тремя другими топ-менеджерами покинули «Уралкалий». Компания выплатила им 402 млн рублей, половина ушла Морозову.
8. Кузьма Марчук — бывший вице-президент «Уралкалия», покинувший компанию вместе с Денисом Морозовым. Из суммы в 402 млн рублей ему причиталась пятая часть — 80 млн рублей.
9. Экс-генеральный директор ОГК-2 Михаил Кузичев, шесть его заместителей и ряд сотрудников получили от «Газпрома» 557 млн рублей. Самому Кузичеву причиталось 36 месячных окладов на общую сумму в 62 млн рублей. Затем отстаивать право на «золотой парашют» ему пришлось в судах. Сумма иска составила 446,5 млн рублей.
Разбирательства дошли до Высшего арбитражного суда. Право на «парашют» Кузичев отстоял.
10. Уход 18 менеджеров ТГК-6 летом 2008 года обернулся тем, что компания потратила на «золотые парашюты» сумму в 2,5 раза превышающую ее чистую прибыль за первое полугодие 2008 года. Генеральный директор Сергей Ковезин, семь его заместителей, главный бухгалтер и ряд других руководителей получили 180 млн рублей.
Читайте также:
Глава «Ростелекома» получит в случае отставки 200 млн рублей
Суд оставил топ-менеджера «Гонца» без «золотого парашюта»
«Золотой парашют» в 100 млн долларов поднимет Стржалковского