Ставка ЦБ вошла в ритм с «овощной дефляцией»
Как и предсказывал неделю назад глава ЦБ Игнатьев, «овощная дефляция» убедила Банк России в очередной раз снизить ставку рефинансирования с 5 июня — с 12% до 11,5%. Прошлое снижение ставки никак не отразилось на стоимости кредита
Читать на полной версииКак и предсказывал неделю назад глава ЦБ Игнатьев, «овощная дефляция» убедила Банк России в очередной раз снизить ставку рефинансирования с 5 июня — с 12% до 11,5%. Прошлое снижение ставки никак не отразилось на стоимости кредита.
«ЦБ РФ не исключает и дальнейшего снижения ставки рефинансирования в текущем году», — пояснил 4 июня первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев.
По словам Улюкаева, основанием для снижением ставки стали не только «позитивные тенденции в российской экономике», но и снижение темпа роста инфляции.
«Инфляция в мае текущего года снизилась в 2 раза по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года, накопленная инфляция с начала 2009 года составила 6,8%. Есть благоприятные шансы на дальнейшее снижение», — сообщил он.
При этом Улюкаев не исключил, что во втором полугодии в России вообще может быть отмечена дефляция. «Мы можем увидеть и нулевые, и отрицательные значения», — добавил он.
28 мая глава ЦБ Сергей Игнатьев также обосновывал снижение ставки рефинансирования «овощной дефляцией» (регулярным сезонным снижением цен на овощи и фрукты — BFM.ru).
Однако первым прогнозистом в этом вопросе был не Игнатьев, а министр финансов Алексей Кудрин. 19 ноября 2008 года он заявил, что ставка рефинансирования в РФ может быть снижена во II полугодии 2009 года после того, как будет преодолен дефицит ликвидности. Тогда Кудрин дал прогноз, согласно которому в следующем году инфляция уменьшится до 8%. По его словам, цены на товары и металлы, на строительные материалы и бензин будут падать из-за снижения цен практически по всему спектру товаров.
Напомним, что регулярное снижение ставки рефинансирования на полпроцентного пункта примерно каждые 3 недели (с 13% в апреле) началось с требования премьера Владимира Путина «помочь реальному сектору». При этом Путин «настоятельно рекомендовал» чтобы российские банки выдавали кредиты реальному сектору по конечной ставке не выше ставки ЦБ плюс 3 процентных пункта (т.е. с 5 июня — 14,5%).
Тем не менее, предыдущее снижение ставки рефинансирования ЦБ не привело к удешевлению кредита.
Аналитик Rye, Man, Gor Securities Екатерина Андреянова прогнозирует BFM.ru, что и в этот раз, скорее всего, очередное снижение ставки скажется на доступности лишь краткосрочных кредитов.
Она предполагает, что ЦБ еще и ориентируется на повышение цен на нефть. «Пока мы по-прежнему считаем, что цены на нефть растут вне зависимости от фундаментальных факторов. Если они уйдет вниз, что это станет стрессом для российского рынка и вызовет вторую волну девальвации», — считает Андреянова.
Аналитик «АК Барс Финанс» Полина Лазич также говорит в интервью BFM.ru, что в настоящее время банки занимаются тем, что «отбивают» источники фондирования. «Основные источники сейчас — вклады населения, привлекаемые по высоким ставкам, а самый доступный способ вернуть себе средства — повысить ставки по кредитам», — полагает она.
Как напомнил BFM.ru аналитик Advanced Research Петр Минин, в нашей экономике влияние уровня ставки рефинансирования на степень доступности кредитов не столь велико, как на Западе. «Но если 2-3 месяца назад существовала избыточная ликвидность на рынке, то теперь, когда ЦБ стал чуть ли не единственным кредитором банковского сектора, у нас этот фактор приобрел большую роль», — считает аналитик.
Он прогнозирует, что суммарное снижение ставки рефинансирования к концу текущего года составит 1-1,5%, т.е. до уровня 10%. Полина Лазич предполагает, что минимальная ставка, на которую решится ЦБ — 11%.