Москва стала финансовым центром Европы
Проблему Кипра приехали решать в Москву. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Министр финансов Кипра Михалис Саррис. Пока без видимых результатов
Читать на полной версииБаррозу встретился в четверг с Владимиром Путиным. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, проблему Кипра обсудили «с глазу на глаз». Однако видимых решений не видно. Эксперты теперь не отвечают, а задают вопросы.
Отношения Евросоюза и России окончательно испортились, а дальше что — не видно, говорит гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов: «Мне хочется надеяться, что Евросоюз понимает, насколько скверными сегодня являются отношения между Россией и Евросоюзом и видно, что Путин воспринимает историю с Кипром как личный плевок ему в лицо. Будет ли понимание между Баррозу и Путиным, который, напомню, чувствует себя оскорбленным в этой истории, вот это очень сложный вопрос».
Министр финансов Кипра с российским пока не договорился. Островное правительство говорит, что отказалось от идеи налога на депозиты. Но глава Еврогруппы, министр финансов Нидерландов подчеркивает, что все-такие надо вводить налог.
Тогда кипрской системе — конец, считает глава ВТБ Андрей Костин: «План, предложенный тройкой, по существу уничтожает финансовый сектор Кипра и не оставляет каких-то надежд на возрождение финансового сектора, известно что активы банков в семь с половиной раз превышают ВВП Кипра».
На Кипре есть деньги и российских госструктур, заявил Дмитрий Медведев: «У нас большое количество открытых публичных структур работает через Кипр, у них сейчас заблокированы деньги по непонятным причинам, потому что источник этих денег очевиден, эти деньги везде предъявлены. Это государственные структуры».
На Кипре так или иначе представлены интересы «Уралкалия», СУЭКа, «Мечела», ММК, Evraz, «Норильского никеля», «Северстали», НОВАТЭКа, ВТБ, «Юниаструм банка», «Роснано» и «Татнефти».
Премьер Медведев неожиданно предложил создать свой офшор на Дальнем Востоке. «Может быть, часть наших денег, которые на Кипре и в других зонах, к нам переедут», — сказал российский премьер.
Это мы уже проходили, и зачем на Дальнем Востоке, парировал директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко: «Это все зависит от того, что премьер Медведев вкладывает в понятие «офшор». Если он в это понятие вкладывает физический остров, то в Охотском море в районе Сахалина не вызовет доверие инвесторов. Если он создаст там остров, где будет действовать английское право, где не будут действовать российские правоохранительные органы, а высшим судом будет суд Лондона, то я бы посоветовал создать такой остров в пределах Третьего транспортного кольца, транспортные издержки резко уменьшатся и всем будет хорошо и приятно».
Кстати, по подсчетам Алексашенко, российских денег вместе с украинскими и казахстанскими в банках Кипра — 35 млрд евро. ЦБ Кипра посчитал только российские — пока вышло 18 млрд. Но с каждым днем суммы растут.