YotaPhone: слухи, планы, подробности
Гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов в интервью BFM.ru раскрыл некоторые секреты YotaPhone и развеял многочисленные слухи вокруг этого аппарата
Читать на полной версииАнонсированный в декабре прошлого года смартфон YotaPhone вызвал весьма неоднозначную реакцию в среде экспертов. Кто-то считает идею простой и гениальной, кто-то, напротив, убежден в полной несостоятельности предложенного концепта.
Ранее в ряде СМИ сообщалось, что бюджет разработки YotaPhone составил около 25 млн долларов, окончательная стоимость смартфона еще не объявлена, а старт продаж назначен на вторую половину 2013 года. На выставке MWC-2013 компания Yota Devices (выделилась из «Скартелл» в конце 2011 года) продемонстрировала прототип аппарата всем желающим и объявила о подписании лицензионного соглашения с Qualcomm.
О подвижках в проекте создания «инновационного российского смартфона» BFM.ru рассказал генеральный директор Yota Devices Владислав Мартынов:
— Начнем с конца: для чего вам понадобилось соглашение с Qualcomm?
— Для нас, как разработчика модемов, роутеров, а теперь и LTE-смартфона, было очень важно получить эту лицензию. На сегодняшний день чипсеты Qualcomm — лучшие для смартфонов с LTE. Лицензия дает нам доступ к исходным кодам низкоуровневого программного обеспечения, что позволит нам улучшить работу устройства, оптимизировать энергопотребление, повысить скорость работы, и, таким образом, создать телефон с определенными конкурентными преимуществами. Наконец, техническая поддержка. По лицензионному соглашению Qualcomm предлагает прямой канал технической поддержки опытной инженерной команды, которая находится в Сан-Диего. Если у нас по ходу разработки будут возникать вопросы, мы сможем обращаться к создателям чипсета.
— Многие видели прототип YotaPhone, но какое устройство мы получим на выходе?
— С точки зрения внешнего вида концепция останется прежней. Конечно, телефон станет более стильным, будет лучше собран, возможно, немного изменен. Например, сейчас вы видите Magnetic Connector — мы предполагали, что с его помощью будет заряжаться телефон. Но после ряда тестов мы решили его заменить на разъем microUSB, который будет расположен снизу корпуса — это становится стандартом во всем мире.
Внутренние изменения будут заметными. Собственно, сам подход к разработке телефона примерно следующий: вы делаете первый прототип, потом вы активно его тестируете: как он принимает сигнал, как работает звук, ломается корпус или не ломается, когда вы роняете аппарат, как он переносит перепад температур, и так далее. После всех тестирований выявляются узкие места, и инженерная команда думает, каким образом их нейтрализовать. После этого предлагаются новые решения: как сделать, чтобы антенна работала лучше, чтобы смартфон лучше переносил перепад температур. И создается второй прототип или вторая итерация. Затем весь цикл тестов повторяется. И таких итераций бывает 4-5, чтобы в конечном итоге потребитель получил качественный продукт.
— Какая по счету версия была представлена на MWC?
— Первая
— Но вы заявляли, что продажи начнутся до конца этого года. Довольно короткий срок остается. Успеете?
— Абсолютно верно, собирались и собираемся.
— Кто собирает для вас «трубки»?
— Мы заключили соглашение с сингапурской компанией Hi-P у которой есть большой опыт сотрудничества с Blackberry, Apple и Motorola, она будет заниматься сборкой.
— В некоторых публикациях встречалась информация, что продажи YotaPhone начнутся в США по цене около 500 долларов, а на российском рынке аппарат появится позже и будет стоить дороже…
— Это неправда.
— Откуда они взялись эти слухи, вы в курсе?
— Я не знаю, откуда это берется. Мы никогда — ни я, ни моя команда — не говорили такого. У нас изначально была четко определена стратегия: мы запускаем продукт в России, в первую очередь, и эта стратегия не менялась.
Было бы совсем глупо делать так, как говорится в этих слухах. Это простая бизнес-логика, обычный прагматизм. Мы хорошо знаем российский рынок, у нас выстроены отношения с операторами, с розницей. А западный рынок нам неизвестен, и нас там не очень-то и ждут. Даже, если откинуть какие-то другие патриотические темы, в самом начале нам надо фокусироваться на российском рынке. Сам цикл продажи глобальному оператору занимает около 10-12 месяцев, мы его начали только в Барселоне. Даже если предположить, что переговоры с операторами будут суперуспешными, и цикл продаж пройдет за 9 месяцев, все равно, раньше России ни один западный рынок наш телефон не получит.
— С какими операторами вы ведете переговоры?
— Если бы меня спросили об этом до MWC, я бы сказал, что мы общаемся с пятью европейскими операторами. В Барселоне мы смогли пообщаться с более чем 50 операторами со всех стран мира, точно со всеми известными.
— И как они оценивают перспективы аппарата?
— Очень позитивно. Много раз слышал комментарий, что на выставке это единственное интересное, инновационное устройство, которое привлекает внимание.
— Что интересного они увидели в вашей разработке?
— Операторы очень быстро они понимают, как наш телефон может помочь им выделиться, предложить своим потребителям некое конкурентное преимущество. На сегодняшний день у большинства операторов один и тот же модельный ряд. Наш телефон со вторым экраном предлагает новый тип взаимодействия с потребителями. Оператор может сделать интересные приложения, выводить какую-то информацию для пользователей на экран, который всегда работает.
— Вы так и не сказали, сколько будет стоить YotaPhone.
— Мы планируем, что цена будет сопоставима с премиальными Android-смартфонами. Возможно, чуть ниже. Сейчас назвать финальную цифру сложно, потому что до выпуска продукта достаточно много времени. Мы работаем над оптимизацией, чтобы сделать цену ниже. Но даже если она будет сопоставима с топовыми Android-смартфонами, это все равно будет более выгодное предложение, потому что в дополнение к классическому смартфону покупатель получит второй экран и совершенно новый, интересный, сценарий использования.
— Если до конца года начнутся продажи в России, то будете выходить на Запад?
— В идеале, через 2-3 месяца после старта нужно, чтобы появился еще один рынок, еще через пару месяцев — 2-3 рынка. Мы планируем, что, что энное количество устройств мы продадим в России, но достаточно большое число продаж также должно быть на Западе.
— Какое в вашем плане соотношение продаж Россия-мир?
— 50 на 50
— Объем первой партии?
— Для меня немножко непонятный вопрос. Объем первой партии определяется, когда запускается продукт — надо заполнить полки розничных магазинов и иметь немного товара на складе, чтобы в первый месяц хватило. Мы, по-моему, уже говорили, что первая партия будет около 30 или 40 тысяч устройств. Но точное число я сейчас назвать не могу, потому что это будет зависеть от розницы. Поговорим со «Связным», «Евросетью», «МегаФоном», с другими розничными сетями и операторами. Когда они скажут «да» — заключим сделки.
— В вашем устройстве будет обычный Android или вы поверх него поставите некую оригинальную оболочку, как делают некоторые вендоры?
— Нет, своей специальной оболочки не будет, это будет обычный Android последней версии — Jelly Bean. Но через несколько месяцев мы откроем SDK [пакет инструментов для разработчиков], чтобы можно было приложение, которое доступно на Google Play, переносить на заднюю панель, чтобы разработчики могли заточить или доработать приложение или разработать новое.
— Какие характеристики Yota Phone уже точно определены?
— Это будет мощное устройство, премиальный смартфон. Мы используем чипсет от Qualcom 1,5 ГГц, один из самых мощных, LCD-дисплей высокого разрешения от Japan Display, достаточно мощную батарею. Там будет две вариации — 1800 и 2100 мАч. Также мы используем Gorilla Glass для защиты обоих экранов. Причем компания, которая занимается производством Gorilla Glass, сделала для нас специальный изогнутый вариант для второго экрана. Оперативная память 2 Гб, 32 Гб встроенной и, возможно, будет версия на 64 Гб. Кстати, мы интегрировали слот для microSIM-карты с кнопкой питания. Это уменьшило количество кнопок, отверстий в телефоне.
Еще мы придумали несколько жестов, с помощью которых управлять смартфоном намного проще. Например, справа влево — это home, справа до середины —назад. И небольшое удерживание — это вывод multitask. Жест, который переносит иконки с LCD дисплея на заднюю панель — двумя пальцами сверху вниз.
— Думаете, все это сработает, привлечет покупателей?
— Мы уверены, что это сработает. Причем так думаем не только мы, но и рынок. Мы получили подтверждение от большого количества экспертов, аналитиков, от операторов, от западных СМИ.
— Зато в российских СМИ было довольно много негатива и неверия. Чем вызвано такое расхождение?
— Мне сложно сказать. Я погружен в производственный процесс, в построение бизнеса. Мне сложно комментировать отношение российской прессы к нашему проекту. Может это у нас на уровне ДНК — мы сами в себя не верим.
— Телефоны с двумя экранами — не такая уж и новинка. Не боитесь, что вас опередят?
— Телефоны с двумя экранами делались и год и два назад, и три. Здесь важно понимать, зачем нужен второй экран. Я думаю, мы обозначили новый тренд, сделали новый шаг к улучшению сценариев взаимодействия пользователей со смартфонами. И нас обязательно попытаются скопировать. Как защищаться? Мы 2,5 года занимались этой концепцией и сильно продвинулись. Это дает нам возможность быть первыми. Ну а дальше вступают законы маркетинга. Если мы первые, то у нас есть определенные преимущества: восприятие нас рынком и пользователями как людей, которые придумали что-то новое. Сам по себе второй дисплей — это 20% идеи. Самое важное — те приложения, которые пользователь сможет разместить на задней панели. И очень важно наполнить смыслом этот второй экран. Мы раньше всех подали заявку на патент. Мы намного быстрее, чем большие бренды и корпорации, мы более гибкие.