«Аэрофлот»: 90 лет в небе
Сегодня отмечает юбилей национальный российский перевозчик — компания «Аэрофлот». Крупнейшему налогоплательщику транспортной отрасли исполняется 90 лет. Технологии не стоят на месте, если речь не идет об управлении государственной собственностью
Читать на полной версии«На пенсию» авиаперевозчик явно не собирается. Компания продолжает расти, строить планы, внедрять новые технологии. За 2012 год услугами «Аэрофлота» воспользовалось 17,656 млн человек, а с учетом компаний группы «Аэрофлот» — 27,5 млн.
В этом году компания вошла в первую пятерку авиакомпаний Европы по выполненному пассажирообороту и темпам его роста, по мнению международного издания Airline Business. Кроме этого она стала обладателем премии «Звезда Travel.ru» в номинациях «Лучшая компания по направлению СНГ (в том числе внутри России)» и «Лучшая компания по направлению Северная Америка». Кроме этого, Аэрофлот занял второе место в Европе по качеству бортпитания на дальнемагистральных рейсах в рейтинге воздушного кейтеринга, популярного ресурса Skyscanner.ru. Этот же ресурс счел экипажи Аэрофлота самыми стильными в Европе.
Компания имеет самый современный в России парк ВС
Несмотря на то, что, что 51,17% акций «Аэрофлота» принадлежит государству, компания, вопреки распространенному мнению, не является высокомаржинальной. По оценке экспертов, чистая прибыть Аэрофлота, за вычетом роялти, которые перевозчик получает от других компаний за пролет над Сибирью, не превышает среднестатистического показателя.
Кроме общих проблем, присущих российской авиации вроде роста цен на топливо, которое и так составляет 30% в расходах авиакомпаний, неразвитой инфраструктуры региональных аэропортов, перегруженности московского неба и нехватки квалифицированных кадров, национальному перевозчику присущ ряд своих собственных трудностей, связанных с более пристальным вниманием государства.
Так, например, с инициативой проверить ценообразование «Аэрофлота» выступил в начале года глава счетной палаты Сергей Степашин.
Читайте также: Счетная палата проверит ценообразование в «Аэрофлоте»
По мнению ведомства, в анализе нуждается также взаимодействие перевозчика с конкурентами. Тогда эксперты оценили заявление Счетной палаты исключительно как попытку подчеркнуть необходимость бизнеса заботиться о социальном аспекте своих действий.
Кроме того, в ноябре 2011 года национальный перевозчик, вместе с авиационными активами «Ростехнологий», получил долги, по оценкам значительно превышающие оценочную стоимость приобретаемых компаний. Задолженность региональных компаний на момент оценки могла достигать 235 млн долларов. «Аэрофлоту» предстоит не только их погасить, но и научиться извлекать прибыль из региональных перевозок, что в России дело не шуточное. Потому как, даже имея собственником государство, авиакомпания не перестает быть бизнес-структурой, главной задачей которой все-таки остается получение прибыли.
Нельзя отрицать, что компания имеет возможность решения насущных вопросов на высшем уровне. Но и это не всегда способствует реализации планов: так, например, в начале года, Аэрофлоту не удалось в срок начать полеты нового Boeing 777-300ER из-за неразберихи в авиационных властях. Компания не могла получить разрешения Росавиации на коммерческую эксплуатацию нового самолета, потому АР МАК не выдал в срок сертификат типа на самолет Boeing 777-300ER.
Позже проблема решилась: в начале февраля разрешение было получено, однако компания уже понесла убытки.
Неоднозначным остается волевое решение собственника обновить парк воздушных судов компании за счет самолетов отечественного производства. В настоящее время Аэрофлотом заключен контракт на приобретении 30 бортов SSJ-100. С одной стороны, компания получила самолеты с огромной скидкой, что не было выгодным для производителя. С другой, как любой новый самолет, SSJ-100 имеет ряд проблем, решать которые отчасти приходится перевозчику.
Кроме этого, компания пытается самостоятельно решать ряд проблем, которые не в состоянии решить государство. На фоне дискуссий о необходимости привлекать для работы в России иностранных пилотов ввиду острого дефицита кадров, Аэрофлот имеет собственную Авиационную школу. Она была открыта в 2011 году. Запланированный объем выпуска — 160 пилотов в год.
Маршрутная сеть группы «Аэрофлот» включает ряд уникальных направлений. С одной стороны, компанию неоднократно обвиняли в том, что ввиду отсутствия конкуренции она сохраняет высокую стоимость перевозки. С другой стороны, даже при высокой с точки зрения потребителя цене, коммерческая привлекательность маршрутов на Крайнем Севере или на Дальнем Востоке все равно вызывает вопросы.
Что касается регулирования тарифов, например, вице-премьер РФ Дмитрий Козак на днях заявил о том, что государство должно найти способы не допустить роста цен на авиабилеты на время проведения олимпиады в Сочи. «Аэрофлот», напомним, является официальным партнером мероприятия. Крайне привлекательное с социальной точки зрения начинание, опять же, плохо согласуется с классическим представлением о принципах рыночной экономики. С другой стороны, «Аэрофлот», например, участвует в государственной программе субсидированных перевозок из удаленных регионов страны.
Вместе с тем, государство далеко не первый год декларирует намерения расстаться с авиакомпанией. О приватизации, как механизме повышения эффективности управления компанией в 2012 году заявил экс-министр финансов Алексей Кудрин. В январе 2013 первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о том, что компания может быть продана стратегическому инвестору.
Аэрофлот — лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1000 пунктов в 187 странах. В 2012 году Аэрофлот перевез 17,7 млн человек. Компания располагает одним из самых молодых самолетных парков в Европе, который насчитывает 129 воздушных судов. Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. Аэрофлот - генеральный партнер XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в категории «Пассажирские авиаперевозки».