Туроператоров подстрахуют, но не перестрахуют
Депутаты ГД и экспертное сообщество сошлись на том, что перестраховочный пул туроператорам не нужен — разумнее снизить суммы фингарантий. А заодно и отчислений в «Турпомощь»
Читать на полной версииИдея создания перестраховочного пула для туроператоров, скорее всего, реализована не будет — начинание противоречит законодательству. К такому выводу пришли эксперты, обсуждавшие накануне поправки к «Закону о туристской деятельности» на встрече Экспертного совета по туризму в Госдуме.
Представители отрасли и законодатели обосновали необходимость снижения финансовой нагрузки на туроператоров и страховщиков, - рассказал BFM.ru первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов, который вел встречу. Депутат рассчитывает, что предложенные поправки будут приняты к осени.
По словам собеседника BFM.ru, на встрече были подняты два вопроса, актуальных для российских туроператоров: размер отчислений в «Турпомощь» и перспективы создания перестраховочного фонда.
Напомним, осенью прошлого года под эгидой Министерства культуры была создана организация, призванная помочь вернуться на родину туристам, пострадавшим из-за банкротства туроператора.
Читайте также: Скорая «Ростурпомощь» спасет себя в первую очередь.
Предполагалось, что все туроператоры, от мала до велика, будут ежегодно перечислять в этот фонд 0,1% от суммы, вырученной с продажи турпутёвок. Но минимальный платеж - 100 тысяч рублей. Однако небольшие туроператоры, для которых вторая цифра может быть выше первой, сочли такой расклад несправедливым. Наконец, экспертный совет услышал их опасения. «Присутствовал Эдуард Николаевич Кузнецов, руководитель Турпомощи. Мы ему попытались объяснить, что если, мы для всех туроператоров, независимо от доходов, сохраним равную ставку - 0,1%, то ничего страшного не случится. И он услышал наши аргументы и готов пойти на встречу», - рассказывает Емельянов.
В России работает около двух тысяч «малых» туроператоров, нагрузка на которых снизится, если инициатива экспертного совета будет услышана. Они будут отдавать в Турпомощь порядка 60 тыс. руб. ежегодно. Предполагается, что в следующий вторник пройдет заседание рабочей группы, где будет принято окончательное решение, когда и в каком виде эти поправки могут вноситься.
Противником такого решения являлся в основном директор фонда Николай Кузнецов. Ранее он заявлял, что, без обозначения минимальной суммы взноса, не ясно, сколько «брать» с новых туроператоров, у которых ещё нет оборота.
Обсуждался также вопрос финансовых гарантий и возможности создания перестраховочного пула для туроператоров. Речь идет о страховых выплатах, которые должны компенсировать расходы клиенту разорившегося туроператора, которого, например, предварительно вернула на родину Турпомощь. В нынешней редакции закона сумма страхового покрытия составляет 12% от дохода туроператора. «Это очень большая сумма, причем взята была с потолка. Я помню, как принимался закон срочно. Эти 12% появились ниоткуда, никто ничего не считал», — посетовал депутат Емельянов. Для крупных туроператоров выплаты могут составить 1-1,5 млрд руб.
Выяснилось, что когда речь идет о таких суммах, страховщики отказываются в одиночку брать на себя риски. И у страхового сообщества возникла идея создания так называемых перестраховочных пулов. Предполагалось, что туда, в обязательном порядке, должны войти все компании, намеревающиеся заниматься страхованием туроператоров. Однако вчера на встрече в Госдуме выяснилось, что создание такой организации противозаконно. По словам исполнительного директора Ассоциации Туроператоров России Майи Ломидзе, ФАС увидела в обязательном перестраховочном пуле признаки картельного сговора. Представитель Минфина, со своей стороны, подчеркнул, что такого рода организация может существовать только на добровольной основе, чему и сейчас ничто не мешает.
Более того, представители страхового и туристического сообществ подчеркивают, что целесообразности в столь высоких выплатах нет. «Максимальная сумма нанесенного ущерба, который имел место в случае с «Капитал туром» – примерно 300 млн рублей. Второй по размеру ущерба случай – это «Ланта-тур вояж», около 200 млн рублей, выплачен, соответственно, максимум – 100 млн. То есть, с учетом статистики, нет оснований поднимать планку финобеспечения до 1-1,5 млрд», — пишет агентство RATA-News, ссылаясь на представителя Всероссийского союза страховщиков Галину Гуляеву.
В этой связи целесообразно было бы уменьшить сумму страхового покрытия. «Мы предложили экспертам посчитать реально, какой размер фингарантии должен быть, чтобы не пострадали потребители, и чтобы не перегружать бизнес неподъемными обязательствами. Эксперты нам представили эти расчеты. Там по разным подсчетам от 5 до 8%, не более. Мы будем убеждать правительство в необходимости уменьшения фингарантий», — говорит депутат Емельянов.
Представитель АТОР Майя Ломидзе пояснила, что эта цифра получена с помощью специальной формулы, которая исходит из объемов и глубины продаж, а также средней стоимости тура. Ломидзе отметила, что при условии снижения суммы страхового покрытия снизится и сумма страховой премии, которую туроператоры платят страховщикам. Правда, пока не ясно, каким образом.
Рассмотреть поправки к открытию туристического сезона законодатели вряд ли успеют. Михаил Емельянов, например, опасается, что инициатива, как обычно, застрянет в правительственных кабинетах. «Когда попадет в Думу, то я проведу его максимально быстро. Но прежде чем он попадет в Думу, его необходимо согласовать в правительстве. Здесь я не могу поручиться. К осени может быть готово. К этому сезону мы не успеем», — говорит депутат.