Россия отдала Норвегии кусок шельфа с гигантским запасом нефти. Речь идет о соглашении между двумя странами, которое в 2010 году подписал действующий на тот момент президент Дмитрий Медведев.

Москва и Осло разделили спорную территорию Баренцева моря. Северный сосед получил половину шельфа, где тут же начал геологоразведку.

Результаты изысканий обнародовал нефтяной директорат Норвегии. На шельфе найдена нефть, почти 2 млрд баррелей.

Комментирует аналитик ИФД «КАПИТАЛЪ» Виталий Крюков: «В рамках этой зоны геологоразведка не проводилась, потому что у России нет ни технологий, ни опыта для проведения геологоразведки. Поэтому, очевидно, что у норвежской стороны — большое преимущество, так как они уже долгие годы оперируют на шельфе, у них больше опыта, и они очень оперативно сделали открытие в той зоне, в которой Россия, в принципе, даже не компетентна, и не изучала ее».

Собственные запасы Норвегии в Северном море почти истощились. Поэтому известие о найденной нефти вызвало настоящую эйфорию. К шельфу перебрасываются буровые платформы. Началось строительство инфраструктуры.

Министерство обороны Норвегии за символическую сумму в пять млн евро продало бывшую сверхсекретную базу подлодок НАТО. Теперь сооружение будет использоваться для обслуживания нефтяной добычи.

А вот Дмитрию Медведеву «царский подарок» вряд ли добавит политических очков. Рассуждает политолог Виктор Мизин: «Медведева мне даже где-то жалко, потому что то, что происходит в последние месяцы, одно за одним отменяются все его решения, и рейтинг его среди так называемой российской элиты, конечно, очень упал. Я уж не говорю об этом неудачном временном скандале, который он отказался отменять. Россия известна тем, что она любила раздавать земли или продавать их буквально за копеечку. Вспомним Аляску, вспомним, сколько земли было Хрущевым продано в Израиле за какие-то жалкие 4 млн, которые Израиль нам вернул апельсинами. И вот сейчас потеряли такое богатство. Впрочем, нефти и газа у России и так много, и что-то мы не очень умеем пользоваться доходами от продажи этих углеводородов. Отдали, так отдали, пусть норвежцам будет хорошо, и так страна маленькая, а у нас не убудет».

Находке на дне Баренцева моря не рады только экологии и рыбаки. Они опасаются, что добыча приведет к загрязнению акватории. Они требуют оставить море в покое, так как оно считается всемирным «рыбным садком». Сюда после нереста приносит течением молодь трески — баренцевоморское стадо считается самым многочисленным в мире.