Обыски у таких компаний как РУСАЛ — явление нечастое. Поэтому, если все-таки такое случается, то воспринимается всегда нервно: слишком много негатива было в прошлом. От ЮКОСа до «Мечела». До сегодняшнего дня была уверенность, что подобное невозможно без санкции сверху.

Читайте также: Обыски проходят в офисе РУСАЛа

Олег Дерипаска всегда считался человеком лояльным и системным. Именно этим объяснялся тот факт, что его многочисленным недоброжелателям из бизнес-среды не удавалось применить привычную схему давления — с организацией маски-шоу в центральном офисе.

Поэтому ситуация еще более тревожная — неужели правила игры изменились и РУСАЛ тоже попал под перезагрузку элит. Тогда никто не может быть застрахован от подобных действий. Сумма претензий для такой компании ничтожная — порядка 7 млн долларов.

По идее вопрос должен решаться миром без обысков. Так что без политики здесь никак, отмечает политолог Константин Симонов: «Если никто не вмешивается в политику в понимании финансирования политических партий, то на экономические дела закрывают глаза. Если раньше думали, что нельзя завести уголовное дело на родственников министра, теперь нет. Все это исчезает. Не потому, что система становится жестче, а потому что кланы начинают воевать уже в открытую. Не то, что по олигархам решение принято, я думаю, что вообще сейчас все иммунитеты исчезают. Правила игры переписываются».

Версий может быть сколько угодно много. Главной считается борьба за «Норильский никель». Конфликт же должен когда-то заканчиваться, он не может длиться вечно. Появляются все новые участники — Роман Абрамович, сверхвлиятельный Сергей Чемезов.

Кроме того, Дерипаска с его интересами в энергетике, возможно, стал невольным участником противостояния Дворкович — Сечин. В борьбе за модернизацию ключевой отрасли страны.

Вот как прокомментировал ситуацию Business FM политолог Игорь Бунин: «Одна версия — это наведение общего порядка с нахождением олигарха, который должен стать козлом отпущения. Ребята — платите по счетам, не забывайте про налоги, а то будет плохо. И второй вариант — это некий конфликт, который возникает у него с кем-то из приближенных к высшему руководству. Положим по «Норильскому никелю», там появляется Чемезов, например. Могут возникнуть какие-то проблемы».

Наконец, не исключено, что Следственный комитет взял, да и сам пришел без санкции сверху — правила-то теперь другие. СКР тоже намерен доказать, что является серьезным ведомством, с которым шутки плохи. А что если ему дана санкция наводить порядок без учета заслуг и званий. Тогда выходит, что дело о «Фольге» Олега Дерипаски явно не последнее.