Михаил Прохоров раскритиковал «антитабачный» закон
Миллиардер полагает, что начинать стоило с пропаганды здорового образа жизни, а не с репрессивных мер
Читать на полной версииМиллиардер, лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров считает одобренный накануне Советом Федерации «антитабачный» законопроект полной копией западного образца, в котором не учитывается другая степень ментальности и готовности общества к таким переменам, так как за рубежом пропаганда здорового образа жизни велась постепенно и десятилетиями. Своими размышлениями он поделился в материале, опубликованном «Известиями».
«Вслед за депутатами сенаторы потрясали воздух аргументами о большой социальной значимости запрета и выражали озабоченность здоровьем курящих россиян. Однако все аргументы на поверку оказываются не более чем благими намерениями (которыми вымощена дорога известно куда)», — пишет бывший кандидат в президенты России. Политик полагает, что перед введением жесткого запрета на курение необходимо было вспомнить о том, что в течение полусотни лет до этого момента государство навязывало моду на курение и тиражировало образ курильщика. «Моду «перекурить», «сделать перекур», «закурить по одной» советская власть вводила в наше сознание уверенно и планомерно», — полагает Прохоров. По его словам, современные курильщики выросли в условиях открытой пропаганды и даже культа курения. «Шульженковское «Давай закурим», папироса Штирлица, трубка Холмса, дым сталинской «Герцеговины», самокрутка Сухова, набитые пепельницы Мравинского и даже мятые «хабарики» Волка из «Ну, погоди!»...» — вспоминает миллиардер, выстраивая свой ассоциативный ряд.
Бывший кандидат в президенты считает, что государство в течение 50 лет навязывало жителям страны курение как модную привычку потому, что в советское время существовала монополия на табак, за счет которой, в числе прочих статей доходов, пополнялся бюджет СССР. Прохоров указывает на то, что ради пропаганды курения авторы фильмов даже перекраивали историю — в «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц постоянно курит, однако еще в 1938 году Гиммлер запретил офицерам СС курить в рабочее время, а через год появился полный запрет на сигары, сигареты и папиросы для членов НСДАП. Привычка называть перерывы «перекуром», как полагает Прохоров, не прошла бесследно, так как сейчас курят преимущественно дети и внуки людей, выросших во время советской пропаганды табака. Политик подчеркивает, что сам он выступает резко против курения и не сомневается в необходимости избавления курильщиков от их опасной привычки, однако, подчеркивает лидер «Гражданской платформы», в этом процессе необходимо сначала продумать каждый шаг.
Прохоров напоминает статистику Всемирной организации здравоохранения, согласно которой в России насчитывается 44 миллиона курильщиков, то есть почти треть всего населения страны и большинство взрослого населения. «И что же делает государство с этими миллионами? То, что оно умеет делать лучше всего. Вводит репрессивный запрет, по сути, вычеркивает курильщиков из жизни», — считает миллиардер. Принятие «антитабачного» законопроекта он сравнивает с антиалкогольной кампанией 1980-х годов, в результате которой вырубались виноградники, а люди в это время травились денатуратом. Прохоров не сомневается, что производители табака в прямом смысле убивают людей, однако протестует против механизма решений проблемы в стилистике репрессивного советского прошлого.
Миллиардер призывает власть взять перерыв и отложить введение «антитабачного» закона, так как требуется переходный период, в ходе которого курильщикам должна быть предложена альтернатива их вредной привычке, а в СМИ вестись пропаганда здорового образа жизни, чтобы курить стало не модно. «Так, чтобы решение бросить стало осознанным шагом самостоятельного свободного человека. Выбросить людей за борт в России умеют, а позаботиться о своих гражданах слабо?» — заключает Прохоров.