В России может появиться финансовая полиция
Она будет бороться с «неприкасаемыми». С инициативой выступил глава СКР Александр Бастрыкин. Генпрокурор Юрий Чайка идею не поддержал. Эксперты также скептически отнеслись к инициативе: подобные эксперименты проводились в России не раз и заканчивались проблемами для бизнеса
Читать на полной версииГлава Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагает создать финансовую полицию для борьбы с экономическими преступлениями в стране. Он заявил об этом на заседании коллегии ведомства с участием главы кремлевской администрации Сергея Иванова. Сам Иванов заявил, что в борьбе с коррупцией не должно быть неприкасаемых.
В это время на Всероссийском совещании прокуроров генпрокурор Юрий Чайка заявил, что последствия вмешательства правоохранительных органов в деятельность предприятий зачастую разрушительны: «Не искоренена практика необоснованного возбуждения уголовных дел и наложения арестов на счета и активы предприятий. Не сокращается число различных оперативных мероприятий, проводимых в отношении юридических лиц: гласное обследование помещений, изъятие финансово-хозяйственной документации. При этом, исходя из материалов прокурорских проверок, только незначительная их часть заканчивается возбуждением уголовного дела, по остальным информация не подтверждается. Однако последствия такого вторжения в хозяйственную деятельность в ряде случаев весьма разрушительное — от подрыва деловой репутации до банкротства предприятий. По-прежнему, сохраняются недостатки в работе органов государственного контроля, которые вместо проведения, согласованных с прокурором контрольных мероприятий, безосновательно подменяют их административным расследованием. По результатам проверок, меры не всегда соотносятся с тяжестью допущенного нарушения».
Финансовая полиция должна иметь «широкие контрольные полномочия» для борьбы с пирамидами и незаконным выводом средств за рубеж, сказал глава СКР.
Комментирует вице-призедент РСПП Игорь Юргенс: «Чехарда с созданием ведомств, в нее не верит уже никто. У нас была налоговая полиция, она возглавлялась лет 10 назад Фрадковым, который сейчас наш главный разведчик. У нас были различного рода УБЭПы, УБОПы, каких только не было организаций, которые якобы боролись с коррупцией и якобы боролись против экономических преступлений. Кончалось все тем, о чем только что очень выпукло рассказал генеральный прокурор Чайка: рейдерство, захваты. Значит, каким-то образом сначала надо вывести все эти органы из экономической жизни, затем, методами следствия, до следствия и другими методами, которые точно оговорены законом, поставить их на службу, и на стражу закона — одной стороны, предпринимательство — с другой, и потребители — с третьей».
По мнению Александра Бастрыкина, финансовая полиция должна подчиняться непосредственно президенту или председателю правительства и может быть создана на базе Росфинмониторинга, если добавить ведомству новые функции.