«Сухой Суперджет-100»: сможет, если постарается
В компании «Гражданские самолеты Сухого» рассчитывают, что проект сможет выйти на операционный плюс к 2015 году. Эксперты полагают, что без хорошего маркетинга и снижения стоимости самолета планам не суждено сбыться
Читать на полной версииПроект «Суперджет» перестанет быть убыточным через два года, считает производитель — компания «Гражданские самолеты Сухого». «В 2015 году мы на операционный плюс выйдем», — заявил вице-президент ГСС по финансам Евгений Коньков. Кроме продаж внутри России, большие надежды возлагаются на Азию.
В частности, президент «Объединенной авиастроительной корпорации», куда входит компания «Гражданские самолеты Сухого», Михаил Погосян, выступая на авиасалоне в Индии, назвал рынок этой страны одним из крупнейших в мире для самолётов SSJ-100. «Мы оцениваем индийский рынок в сегменте региональных самолетов на уровне 50-70 машин. Это, с нашей точки зрения, один из крупнейших рынков в мире для самолетов Sukhoi SuperJet-100», — заявил он.
Президент ОАК также полагает, что у самолета есть хорошие перспективы для поставок в Европу. «В первую очередь речь идет о региональных авиаперевозчиках и лоу-кост авиакомпаниях» — уточнил он. Компания-производитель не исключает, что SSJ-100 мог бы быть представлен и в парке российского лоу-костера, если таковой будет создан.
Куда разлетаются Суперджеты
Всего в настоящее время в портфеле компании 179 твердых заказов. В 2013 году планируются производство и поставка порядка 30 самолетов. К 2014 году темп производства может составлять до 60 самолетов в год.
В феврале ожидается передача первых самолетов в Индонезийской авиакомпании Sky Aviation (всего заказано 12 машин). До конца года ожидаются поставки всех трех заказанных компанией Lao Central самолетов в Лаос. В ближайшее время второй самолет для мексиканской Interjet будет передан итальянским партнерам ГСС компании SuperJet International. Они установят на самолете интерьер, покрасят и передадут заказчику. Interjet имеет твердый контракт на поставку 20 машин с опционом в 10. Кроме того, 10 «Суперджетов» в настоящее время эксплуатирует «Аэрофлот», ожидается поставка национальному перевозчику еще 20 самолетов. 2 самолета эксплуатирует авиакомпания «Якутия». Пополнить парки отечественным региональным самолетом планируют также «Ютэйр» и «Трансаэро». Контракт с «Ютэйром» может быть подписан до конца февраля. Компания планирует приобрести 24 машины. «Трансаэро» имеет твердый заказ на 6 самолетов и опцион на 10.
Будем жить еще лучше
В компании намерены расширять линейку самолетов: в этом году ожидаются сертификация и дальнейшая поставка версии с увеличенной дальностью полета — SSJ-100 LR. Самолет сможет преодолевать порядка 4 тыс. км. Каталожная стоимость LR-версии составит 36,2 млн долларов. К концу 2014 года в ГСС планируют сертифицировать и бизнес-версию — Sukhoi Business Jet (SBJ). Не исключают создание версии самолета большей пассажировместимости.
Кроме того, В 2013 году ГСС обещают заменить семь самолетов SSJ-100 «Аэрофлота» на так называемые full-версии. Первый самолет «полной версии» перевозчик получит уже этой весной. Всего «Аэрофлот» поменяет 10 самолетов. «На новых самолетах помимо индивидуальной системы обдува и увеличения количества туалетов, будет установлен метеолокатор с обнаружением сдвига ветра и обновленная система управления полетом», — объясняет старший вице-президент ГСС по послепродажной поддержке Андрей Недосекин.
ГСС планирует расширять базу для технического обслуживания и ремонта самолетов (ТОиР) совместно с европейскими партнерами. «У нашего самолета широкая география полетов — от Мексики до Лаоса. На данном этапе по договору с авиакомпанией Якутия, мы осуществляем годичное техническое обслуживание наших самолетов, потом Якутия планирует делать техническое обслуживание самостоятельно. На первом этапе мы будем осуществлять техническую поддержку Lao Central, Sky Aviation и других компаний совместно с SJI», — говорит Андрей Недосекин.
Откуда берутся долги и куда деваются деньги?
Экспертное сообщество не раз выражало сомнения, что производство «Сухого» сможет стать прибыльным. В частности, сомнения в финансовой состоятельности компании возникли после публикации отчета по МСФО за первые шесть месяцев 2012 года. В ГСС уверяли, что отрицательные показатели были изначально заложены при планировании финансовой деятельности компании в 2011 году. И что молодой компании нужно время для того, чтобы начать получать прибыль.
Фактически компания ГСС существует с 2001 года. Практически работа началась в 2005 году. Окончанием проекта по разработке и сертификации самолета считается получение сертификата типа МАК, то есть январь 2011 года.
На этот этап было потрачено 2 млрд долларов, из них 20% ГСС получил по линии Минпромторга, 13% составил собственный капитал и 67% средств были привлечены ввиду коммерческого кредита. Непосредственно на разработку самолета потребовалось около 1,2 млрд. Остальные средства ушли на НИОКР, техперевооружение, капстроительство, расширение цеха окончательной сборки, строительство прототипов, рассказал вице-президент ГСС по финансам Евгений Коньков. Теперь компания готова выпускать и продавать самолеты. Соответственно, получать прибыль.
На рынке говорят, что дополнительную ложку дегтя в финансовую бочку ГСС внес контракт с национальным перевозчиком. По оценкам, средняя стоимость самолета по портфелю составляет 25 млн долларов с учетом всех контрактов с 2005 года. При каталожной стоимости в 35,4 млн долларов. Разница может достигаться из-за контракта с «Аэрофлотом», — считают на рынке. Ранее сообщалось, что перевозчик получил скидку в 30%.
Источники в авиационных кругах утверждают, что система, при которой авиапромышленность большую часть средств получает с помощью коммерческого кредита, не работает нигде в мире. Как правило, финансирование подобных проектов строится по обратной схеме — порядка половины средств выделяется государством. Не обязательно и в виде прямых инвестиций. «У Боинга, например, бесплатное использование научной базы. ГСС пользовалась услугами ЦАГИ по коммерческим расценкам. А в США услуги аналога ЦАГИ финансируются из бюджета США. Т.е. стоимость проекта не включает как минимум затрат на научно-исследовательские работы», — объясняет собеседник BFM.ru. Кроме того, российский авиапром не имеет возможности пользоваться принятой в мире кредитной схемой, когда выплаты производятся в зависимости от проданных самолетов.
Гладко было на бумаге
Оценивая планы компании, эксперты сомневаются, что удастся реализовать все задуманное, если за дело не возьмется государство. Для того, чтобы обеспечить устойчивые позиции на рынке, ГСС нужно иметь глубину продаж до 7 лет, а при идеальном раскладе — до 10. При этом, по мнению экспертов, текущий поток заказов не позволяет говорить, что компания сможет добиться глубины продаж даже на семь лет. На данный момент показатели значительно меньше — около четырех.
Сценарий, при котором у ГСС будет сбалансированный портфель заказов, включающий контракты на перспективу, достижим, считает аналитик компании «Инвесткафе» Андрей Шенк. Но только в том случае, если SSJ заработает имидж дешевого и безопасного самолета: «Важно правильно презентовать и выставить модель. Самолет уже выставлен на паре международных салонов, но пока интереса большого не было. Наверно этот год уже будет более удачный, а в следующем модель уже станет серийной. Ею будут пользоваться, если удастся создать имидж дешевого, но экономически выгодного самолета, который показывает параметры безопасности не хуже, чем у конкурентов», — рассуждает аналитик.
В случае же, если самолет не удастся удешевить, мечтой могут остаться и планы о безубыточном производстве к 2015 году, полагает эксперт: «Пока не известно, как они смогут оптимизировать затраты, насколько удастся локализовать производство, снизить себестоимость производства сложных деталей, это будет влиять на безубыточность общую компании. Пока рентабельность производства самолетов достаточно низкая. Чтобы выйти на безубыточный уровень потребуется больший объем заказов — до 200-300 самолетов до 2016-2018 года».
Куда ещё податься Суперджету?
Эксплуатация SSJ-100 выгодна на тех рейсах, где сейчас летают самолеты большей вместимости — Boeing-737 или Airbus-319, если они загружены не более чем на 80%. В ГСС говорят, что такая модель может дать перевозчику 15-18% преимущества. Эксперты сомневаются, что в настоящее время «Суперджет» найдет для себя много таких маршрутов без помощи государства. Отдельные усилия потребуются перевозчику для освоения нового типа самолета. «На средних маршрутах используются Airbus-319, 320 и соответствующие аналоги Boeing. У многих компаний уже есть этот флот в наличии, отработаны все обслуживающие мощности и процессы. Переходить на новые типы самолета не всегда эффективно, необходимы стимулирующие факторы со стороны государства, льготы на другие типы самолетов, допустим, если компания берет на себя обязательства по покупке и эксплуатации «Суперджетов», — говорит аналитик БКС Игорь Краевский.
Пока же авиакомпании боятся ставить на выгодные рейсы именно SSJ-100, не в последнюю очередь из-за технических проблем, которые возникали у самолета. Для того же, чтобы Суперджет смог доказать свою эффективность, он должен попасть на рейсы, приносящие авиакомпании большой доход. Получается замкнутый круг. Авиакомпании выбирают самолеты, которые обеспечивает хорошую экономику рейса, чтобы получать высокую рентабельность. Если ГСС удастся предоставить такую модель, они получат свою долю на рынке. Если они этого сделать не смогут, например, будут сохраняться проблемы, то авиакомпании не будут ставить на прибыльные рейсы такой самолет.
Популярности «Суперджета» способствовало бы развитие новых, более дешевых аэропортов. Тех самых региональных хабов, о которых так часто заговаривает последнее время государство. Эксперты отмечают значительный потенциал для развития инфраструктуры и хорошие темпы роста пассажиропотока на внутренних перевозках. Теперь главная задача – привлечение инвестиций в сегмент внутренних перевозок, в частности, в развитие аэропортов. «Важны летное законодательство, законодательство в плане инвестиций, правила игры в ввозе комплектующих, правила игры в региональных аэропортах. Если проблемы удастся решить на государственном уровне, то в течение 5-7 лет рынок будет расти очень высокими темпами. Появится достаточно развитая инфраструктура, чтобы этот среднемагистральный самолет пользовался хорошим внутренним спросом», — рассуждает Андрей Шенк из «Инвесткафе».