Рубль пробил психологически важный рубеж, опустившись ниже 31 рубля за доллар. Вчера глава ЦБ Игнатьев объявил, что он не даст дойти доллару до 30 рублей. Укрепление рубля — очередной удар по промышленности и провоцирование роста безработицы.

Банк России установил официальный курс доллара с 30 мая ниже 31 рубля — на отметке 30,9843 рубля. По сравнению с курсом, установленным ЦБ с 29 мая, курс доллара сократился на 34,16 копейки.

Вчера глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил о том, что снижение курса доллара ниже 30 рублей за единицу американской валюты вызовет озабоченность ЦБ.

А 29 мая директор департамента операций на финансовых рынках Банка России Сергей Швецов так отреагировал на укрепление рубля: «Пока модели не показывают, что рубль будет очевидно укрепляться. Мы не видим тренда на укрепление рубля».

Между тем, основными факторами для укрепления рубля стали резкий рост цен на нефть в мае, а также ослабление доллара по отношению к подавляющему числу валют.

Так, только за текущую неделю нефть прибавила около 8,7%, достигнув сегодня 66,1 доллара за баррель.

Сегодня же за доллар давали 1,41 евро (1,39 вчера).

При этом в мае укреплялся не только рубль, но и большинство валют развивающихся стран. Так, вчера бразильский реал также пробил психологически важную величину в 2 реала за доллар, окрепнув до 1,99 (или на 1,1%). Индийская рупия за неделю выросла к доллару почти на 4,5%, а местный индекс Sensex вообще за этот период увеличился на 14%.

Венгерский форинт, польский злотый и чешская крона на неделе также росли по отношению к доллару — на 5,6%, 4,8% и 4,5% соответственно.

С нижней кризисной точки российский фондовый индекс отыграл уже 53%, китайский 42%, бразильский 37%, а индийский 24%. Для сравнения: в Европе и Америке динамика индексов составила на 1,5-3% и 3% соответственно.

Однако разгон цен на сырье, в первую очередь на нефть, влиявший до последнего времени на укрепление валют и рост фондовых индексов экспортоориентированных стран, может прекратиться и без усилий финансовых регуляторов.

Так, 29 мая агентство Bloomberg сообщило, что стоимость нефти на следующей неделе может снизиться на ожиданиях повышения запасов топлива в США. Средний объем потребления топлива в Америке за четыре недели, завершившиеся 22 мая, составлял 18,3 млн баррелей в сутки, что на 7,3% ниже показателя за тот же период прошлого года.

Финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич подсчитал для BFM.ru, что текущий уровень цен на нефть в 67 долларов соответствует 30,5 рубля за доллар. «Также это означает усиление инфляции в России», — добавляет он.

Руководитель аналитической службы ФГ «Доходъ» Всеволод Лобов объясняет, как ЦБ будет препятствовать дальнейшему укреплению рубля: «ЦБ будет продолжать скупать валюту. Также скоро будет снижена ставка рефинансирования. Все это создает инфляционные риски».

При этом Лобов отмечает в интервью BFM.ru, что существующая система не позволяет денежным властям в полной мере контролировать курс. «Для этого нужен строгий валютный контроль, который в данной ситуации только ухудшит экономическое положение страны», — говорит он.

Алексей Михайлов, эксперт ЭПИцентра напоминает BFM.ru, что власти в нашей стране всегда считают рост курса рубля доказательством состоятельности своей политики. «Так было в 1992-1998 годах, так было в 2003-2008 годах, так есть сейчас. То, что эта политика кончается крахом (девальвации 1998-го, зимы 2008-2009) власти предпочитают не замечать. При этом абсолютно забывают, что укрепление курса рубля — это мощный удар по отечественному производителю», — полагает он.

По его словам, укрепление рубля с 36 до 32, а тем более до 30 рублей за доллар — очередной удар по промышленности и провоцирование роста безработицы. «Укрепление рубля уже сейчас вызывает серьезную тревогу. Правда не у ЦБ, который за экономический спад не отвечает, проводя политику, которая этот спад стимулирует. Видимо, концепция независимого ЦБ в нашей стране имеет несчастливую судьбу, если ЦБ и правительство не могут скоординировано проводить бюджетную и денежную политику. Правительство ослабляет бюджет — ЦБ ужесточает денежную политику. Интересам России отвечает сегодня не сильный, а слабый рубль. Именно здесь надо искать путь к росту производства и выходу из кризиса», — заключает он.